Согласно вышеизложенной цели исследования экспериментатор предлагает испытуемым такую инструкцию: “Читая каждое утверждение опросника, внимательно продумайте его содержание, так, если бы вы представили то, что думают о вас близкие вам люди (друзья, родные и т.д.) и как они к вам относятся. Оценив отношение этих людей к вам, с точки зрения собственного представления о них, выразите его в виде согласия, либо несогласия с отдельными утверждениями опросника. В случае, если вы согласны ставите знак “+”, а в противном случае – знак “–“”.
Обработка полученных результатов. В зависимости от количества набранных баллов (согласие с утверждением означает при подсчёте прибавление к общей сумме 1-го балла) говорят о степени, выраженности качества.
Первая степень качества в каждом октанте характеризует адаптивный вариант развития. О первой степени выраженности качества говорят, если число набранных баллов колеблется в пределах 0 – 4. Данная степень выраженности качества считается наиболее адаптивной в плане своего развития.
Вторая степень качества (с учётом сказанного выше) определяется пределом 9 – 12 баллов. В этих границах проявления выраженности качества говорят уже о некоторой склонности к дизадаптации.
Третья степень качества является экстремальной в плане своего развития и соответствует пределу 13 – 16 баллов.
В целях наиболее обстоятельного заключения при завершении исследования в таблице 2.1 дополненительно предлагаются описания субшкал, сответствующих низким и высоким показателям выраженности качеств.
Литература
1. Бернс Р. “ Я-концепция и воспитание”. – М.: Прогресс, 1982.
2. Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Зао “Питер”, 1999.
3. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001.
Таблица 2.1
Описание субшкал в соответствии с количественными критериями выраженности качеств
Октанты |
Низкий показатель (0 – 4) |
Высокий показатель (13–16) |
1-й октант |
Выраженность лидерских тенденций без дикататорских проявлений |
Властность, деспотичность личности, лидерство в групповой деятельности, стремление полагаться на своё мнение мнени, доминантность, непринятие мнения других. |
2-й октант |
Уверенность в себе со склонностью к соперничеству, но без эгоцентризма. Самоуверенность, но без самовлюблённости. |
Самовлюблённость, независимость, себялюбие, самодовольство, хвастливость, заносчивость, эгоцентричность. |
3-й октант |
Требовательность, настойчивость, энергичность. |
Жёсткость враждебность к другим, агрессивность до проявления асоциальности поведения, нетерпимость, резкость в оценках, раздражительность. |
4-й октант |
Критичность как свойство личности и ума. Критичность как к социальным явлениям, так и к окружающим людям. |
Подозрительность, негативизм, гипертрофированная склонность к сомнению во всём, злопамятность, скрытность, разочарованность, трудность во взаимоотношениях. |
5-й октант |
Скромная и робкая уступчивость. Склонность послушно и честно вывполнять свои обязанности. |
Пассивная подчинённость, слабоволие, излишняя уступчивость, склонность к самоуничижению, застенчивость. |
6-й октант |
Доверчивость, вежливость, мягкость, склонность к конформности. |
Зависимость от других, неуверенность в себе. Наличие навязчивых страхов, опасений, боязливости и послушания. |
7-й октант |
Слонность к сотрудничеству и кооперации. Проявление дружелюбия и эмпатии. Стремление быть в согласии с мнением окружающих, способность к компромиссу. |
Ориентация на принятие и социальное одобрение. Стремление “быть хорошим” для всех без учёта ситуаций, чрезмерный конформизм. |
8-й октант |
Отзывчивость, деликатность, мягкость, бескорыстие. Забота и доброта отношения к другим. |
“Жертвенность”, стремление помочь и сострадать всем. Гиперответственность, навязчивость в своей помощи. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.