Методические рекомендации к выполнению практических занятий по дисциплине «Психология» (Основы общей психологии), страница 7

Согласно вышеизложенной цели исследования экспериментатор предлагает испытуемым такую инструкцию: “Читая каждое утверждение опросника, внимательно продумайте его содержание, так, если бы вы представили то, что думают  о вас близкие вам люди (друзья, родные и т.д.) и как они к вам относятся. Оценив отношение этих людей к вам,          с точки зрения собственного представления о них, выразите его в виде согласия, либо несогласия с отдельными утверждениями опросника. В случае, если вы согласны ставите знак “+”, а в противном случае – знак    “–“”.

Обработка полученных результатов. В зависимости от количества набранных баллов (согласие с утверждением означает при подсчёте прибавление к общей сумме 1-го балла) говорят о степени, выраженности качества.

Первая степень качества в каждом октанте характеризует адаптивный вариант развития. О первой степени выраженности качества говорят, если число набранных баллов колеблется в пределах 0 – 4. Данная степень выраженности качества считается наиболее адаптивной в плане своего развития.

Вторая степень качества (с учётом сказанного выше) определяется пределом 9 – 12 баллов. В этих границах проявления выраженности качества говорят уже о некоторой склонности к дизадаптации.

Третья степень качества является экстремальной в плане своего развития и соответствует пределу 13 – 16 баллов.

В целях наиболее обстоятельного заключения при завершении исследования в таблице 2.1 дополненительно предлагаются описания субшкал, сответствующих низким и высоким показателям выраженности качеств.

Литература

1. Бернс Р. “ Я-концепция и воспитание”. – М.: Прогресс, 1982.

2.  Реан А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. – СПб.: Зао “Питер”, 1999.

3.  Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – Спб.: Питер, 2001.

Таблица 2.1

Описание субшкал в соответствии с количественными критериями выраженности качеств

Октанты

Низкий показатель          (0 – 4)

Высокий показатель  (13–16)

1-й октант

Выраженность лидерских тенденций без дикататорских проявлений

Властность, деспотичность личности, лидерство в групповой деятельности, стремление полагаться на своё мнение мнени, доминантность, непринятие мнения других.

2-й октант

Уверенность в себе со склонностью к соперничеству, но без эгоцентризма. Самоуверенность, но без самовлюблённости.

Самовлюблённость, независимость, себялюбие, самодовольство, хвастливость, заносчивость, эгоцентричность.

3-й октант

Требовательность, настойчивость, энергичность.

Жёсткость враждебность к другим, агрессивность до проявления асоциальности поведения, нетерпимость, резкость в оценках, раздражительность.

4-й октант

Критичность как свойство личности и ума. Критичность как к социальным явлениям, так и к окружающим людям.

Подозрительность, негативизм, гипертрофированная склонность к сомнению во всём, злопамятность, скрытность, разочарованность, трудность во взаимоотношениях.

5-й октант

Скромная и робкая уступчивость. Склонность послушно и честно вывполнять свои обязанности.

Пассивная подчинённость, слабоволие, излишняя уступчивость, склонность к самоуничижению, застенчивость.

6-й октант

Доверчивость, вежливость, мягкость, склонность к конформности.

Зависимость от других, неуверенность в себе. Наличие навязчивых страхов, опасений, боязливости и послушания.

7-й октант

Слонность к сотрудничеству и кооперации. Проявление дружелюбия и эмпатии. Стремление быть в согласии с мнением окружающих, способность к компромиссу.

Ориентация на принятие и социальное одобрение. Стремление “быть хорошим” для всех без учёта ситуаций, чрезмерный конформизм.

8-й октант

Отзывчивость, деликатность, мягкость, бескорыстие. Забота и доброта отношения к другим.

“Жертвенность”, стремление помочь и сострадать всем. Гиперответственность, навязчивость в своей помощи.