После ранжирования ценностей испытуемым можно предложить ответить на такие вопросы:
«В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?»
«Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
«Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?»
«Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?»
«Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?»
«Как это сделали бы вы через 5 или 10?»
«Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?»
Интерпретация полученных результатовх. Экпериментатор должен попытаться уловить индивидуальную закономерность группировки ценностей у каждого испытуемого. Например, если испытуемым выделяются содержательные блоки по разным основаниям как «конкретные» и «абстрактные» и др. В том случае, когда не удаётся выстроить определённые блоки, то можно говорить о несформированности у испытуемого системы ценностей или неискренности ответов.
Занятие № 3. Изучение самооценки личности
Цель занятия: «Изучение самооценки личности по методике Будасси (идеал–антиидеал)».
Методика Будасси. Данная методика построена на принципе связи (корреляции) идеальных и реальных оценок собственных качеств личности. Автор данной методики считал, что с возрастанием коэффициента корреляции между идеальными и реальными оценками личности собственных качеств возрастает и адекватность (объективность) самооценки как одного из центральных личностных образований. Соответственно, чем ниже данный показатель корреляции между идеальными и реальными оценками своих качеств, тем ниже адекватность самооценки.
Процедура проведения исследования. Данное исследование можно проводить как в групповом, так и индивидуальном варианте. Экспериментатор предлагает испытуемым бланки (рис. 2. 1) с 20-ю качетсвами личности, которые могут быть выбраны им произвольно. Далее исследование проходить в два этапа.
На первом этапе исследования экпериментатором даётся инструкция № 1: «В графе N1 проранжируйте качества (поставьте по порядку номеров) в зависимости от того, в какой степени они должны быть выражены у идеального студента. При этом цифру “20” поставьте тому качеству, которое должно быть выражено максимально для вас, а цифру “1” – минимально. Каждому качеству должен соответствовать свой ранг (место). Ранги при этом не должны повторяться”.
После того, как испытуемые завершают выполнение задания согласно требованиям, которые даны экспериментатором в инструкции № 1, начинается второй этап исследования. В начале этого этапа исследования экспериментатор предлагает инструкцию № 2: « В графе N2 проранжируйте качества в зависимости от того, насколько они выражены у вас. На 20-е место поставьте то качество, которое у вас выражено больше всего, а на 1-е – меньше всего. Каждому качеству должен соответствовать свой ранг”.
Фамилия И. О._________________пол_______________возраст_________ |
||||
N1 |
Качества |
N2 |
D |
D² |
Эмпатия |
||||
Общительность |
||||
Профессиональная компетентность |
||||
Доброжелательность |
||||
Умение слушать |
||||
Терпимость |
||||
Агрессивность |
||||
Несдержанность |
||||
Оценочное отношение |
||||
Тактичность |
||||
Ригидность |
||||
Творчество |
||||
Высокомерие |
||||
Неадекватность |
||||
Грубость |
||||
Занудство |
||||
Чувствительность |
||||
Обаяние |
||||
Косноязычие |
||||
Умение убеждать |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.