Рис. 1.2 Форма бланка для изучения самооценки (по Будасси).
Интерпретация полученных результатов. Данная этап проведения исследования имеет несколько операций по преобразованию полученных данных.
Во-первых, от ранговых показателей качеств в колонке N1 попарно вычитаются ранговые показатели колонки N2. Результаты этих вычитаний фиксируется в колонке D. Затем, каждая разница возводится в квадрат и фиксируется в колонке D². Далее, суммируются по всей колонке D² квадраты разниц. Эти операции являются подготовительными для вычисления показателя R (коэффициента ранговой корреляции по Спирмену). Данный показатель исчисляется по формуле (1), где N – количество рангов; D² – квадрат ранговой разницы; Σ – знак суммы. Для
|
|
Интерпретация полученных данных. Ключ, который используется при интерпретации полученных данных после подсчёта по формуле (2), предложен Будасси в виде числовых интервалов значений коэффициента корреляции R, соответствующих определённому уровню самооценки (см. таб. 1.1).
Таблица 1.1
Ключ, используемый при определении уровней самооценки испытуемых (по Будасси)
Уровни самооценки |
Интервалы значений R |
Низкая (с тенденцие к занижению) |
0, 42 – 0, 61 |
Адекватная |
0, 62 |
Высокая (с тенденцией к завышению) |
0, 63 – 0, 85 |
Неадекватно-завышенная |
более 0, 85 |
Неадекватно-заниженная |
менее 0, 42 |
Литература
1. Елисеев О. П. Практикум по психологии личности – Спб: Изд-во “Питер”, 2000.
2. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. Пособие/ В. Д. Балин и др.; Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. – СПб.: Питер, 2000.
3. Сосновский Б. А. Лабораторный практикум по общей психологии. – М., 1979.
Глава 2. Практические занятия по психологии межличностных отношений
Занятие № 4. Изучение взаимоотношений личности с ближайшим социальным окружением
Цель занятия: “Изучение взаимоотношений личности в группе по методике Т. Лири.
Методика Т. Лири. Данная методика была разработана американским психологом Т. Лири. Цель создания данной методики – исследование представлений субъекта о себе, своём идеальном “Я”, своих взаимоотношений с ближайшим окружением. Всего этот опросник включает 128 оценочных суждений. Вцелом в опроснике содержится 8 субшкал (октантов). Методика применима как в групповом, так и индивидуальном варианте исследования.
Первый октант (субшкала авторитарность): лидерство – властность – деспотичность.
Второй октант (субшкала эгоистичность): уверенность в себе – самоуверенность – самовлюблённость.
Третий октант (субшкала агрессивность): требовательность – непримиримость – жестокость.
Четвёртый октант (субшкала подозрительность): скептицизм – упрямство – негативизм.
Пятый октант (субшкала подчинённость): уступчивость – кротость – пассивная подчинённость.
Шестой октант (субшкала зависимость): доверчивость – послушность – зависимость.
Седьмой октант (субшкала дружелюбие): добросердечие – несамостоятельность – чрезмерный конформизм.
Восьмой октант (субшкала альтруистичность): отзывчивость – бескорыстность – жертвенность.
Процедура проведения исследования. В связи с тем, что методика имеет очень разнообразный аспект изучения (самооценка, идеальное “Я”, оценка близких людей, оценка себя “глазами близких” – рефлексия второго уровня), экспериментатор соответственно цели исследования задаёт на каждом этапе разные по содержанию инструкции испытуемым. Текст опросника является универсальным по отношению к любому из указанных аспектов изучения и имеет такое содержание:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.