Производство рулевых механизмов для отечественных автомобилей регламентировано отраслевым стандартом ОСТ 37.001.013-76, который определяет типы рулевых механизмов в зависимости от нагрузки, приходящейся на управляемый мост, а также ряд параметров этих механизмов. На все автомобили с вертикальной нагрузкой на управляемый мост до 25 кН при отсутствии усилителя и до 40 кН с усилителем рекомендуется устанавливать червячно-роликовый механизм, при большей нагрузке – винтореечный механизм. В некоторых случаях для автомобилей с нагрузкой на управляемый мост менее 12 кН допускается применение реечных механизмов, параметры которых стандартом не регламентированы. В табл. 2 приведены основные характеристики, позволяющие по максимальной нагрузке, приходящейся на управляемый мост, выбрать необходимый тип рулевого механизма.
Таблица 2
Основные параметры рулевого механизма
Диаметр вала рулевой сошки, мм |
Межосевое расстояние в картере1, мм |
Нагрузка2, кН |
Тип рулевого механизма |
|
при отсутствии гидроусилителя |
с гидроусилителем |
|||
23,4 |
43,5 |
до 6 |
- |
Глобоидальный червяк и двухгребневой ролик |
52,5 |
6...7 |
- |
Глобоидальный червяк и трехгребневой ролик |
|
27,8 |
50,8 |
7...11 |
-/15 |
Глобоидальный червяк и двухгребневой ролик |
32 |
59,5 66,6 68,3 61,5 |
11...18 |
-/22 |
|
35 |
68,3 |
18...24 |
-/22...29 |
Глобоидальный червяк и трехгребневой ролик |
38 |
90 |
24...33 |
-/29...40 |
|
38 |
90 |
24...33 |
24...33/- |
Двухступенчатый с винтовой передачей (шариковый) и зубчатой парой рейка-сектор |
42 |
90 |
- |
33...42/- |
|
45 |
76 |
- |
-/42...66 |
|
50 |
98 |
- |
55...65/ свыше 75 |
Примечание. В числителе даны значения для рулевого механизма с гидроусилителем, встроенным в рулевой механизм, в знаменателе – для рулевого механизма с гидроусилителем, встроенным в рулевой привод.
1 – обязательные параметры;
2 – рекомендуемые параметры.
При выборе типа рулевого механизма необходимо также провести сопоставительный анализ рулевых механизмов автомобилей данного класса и уже затем окончательно принимать решение по выбору типа рулевого механизма.
5.4. Материалы, используемые для изготовления рулевых
механизмов
Для изготовления рулевых механизмов используются черные металлы и цветные сплавы. Так, рулевые валы изготавливают из сталей 10, 20, 35, 40, 45. Заготовкой служат бесшовные трубы и стальной прокат круглого сечения. Глобоидальные червяки отковывают из сталей 35Х, 4СХ, 20ХНМ с последующим цианированием на глубину 0,25... 0,5 мм и закалкой до 45...52HRС. Ролики откатывают из сталей 12ХНЗА и 20Х2Н4А, их поверхность цементируется и закаливается до 52...56HRС. Червяки и ролики изготовляют также из легированных свинецсодержащих сталей АС30ХМ и АС40ХТНМ, обладающих повышенной обрабатываемостью резанием. Винты, гайки, рейки, валы, сошки откатывают из сталей 25ХГТ, 12Х2Н4А, 20Х2Н4А, 20ХН3А, 30Х, 35Х, 30ХМ. Их рабочие поверхности цементируют и закаливают до 56...62HRС. Для изготовления шариков используются стали 25ХГТ, 12Х2Н4А, ШХ-9. Материалам для картеров и крышек служат ковкий чугун КЧ 35-10, КЧ 37-12, стальное литье 0,8 кп, 40 л, 45 л и цветные сплавы АК9, АЛ4, АЛ9В.
6. РУЛЕВЫЕ ПРИВОДЫ
6.1. Назначение, требования, классификация
Рулевой привод предназначен для передачи воздействия от рулевого механизма к управляемым колесам. Он состоит в общем случае из сошки 5, продольной тяги 6, рычага поворотной цапфы 8 и трапеции, образованной боковыми рычагами 9 и поперечной тягой 10 (см. рис. 1).
Рулевой привод должен отвечать следующим требованиям:
1) иметь рациональные, с точки зрения управляемости, устойчивости движения и маневренности, кинематические связи между управляемыми колесами;
2) иметь согласование с кинематикой подвески;
3) обладать высоким КПД;
4) эффективно демпфировать возникающие колебания;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.