В рулевом управлении наличие усилителя позволяет осуществить поворот управляемых колес без значительного усилия на рулевом колесе. При этом сила, создаваемая гидроусилителем, определяется как:
,
где |
– плечо силы (рис. 17), м; |
|
uЦ |
– передаточное число рычагов, расположенных между цилиндрам и управляемыми колесами |
,
где |
l |
– длина цапфы (см. рис. 17), м. |
Нагрузки, действующие на детали рулевого управления, зависят от места установки цилиндра усилителя. Детали, расположенные между рулевым колесом и цилиндром, нагружаются силой Fр, приложенной водителем к рулевому колесу. Для расчета принимают силу Н, которую может кратковременно создать водитель. Детали, расположенные между цилиндром усилителя и управляемыми колесами, нагружаются силой .
Рис. 17. Схема рулевого управления с усилителем
9.3. Усилие на колесах при торможении
При торможении максимальная тормозная сила, приложенная к колесу, определяется
,
где |
ma |
– полная масса автомобиля; |
b |
– расстояние от задней оси до центра масс; |
|
– высота центра масс; |
||
L |
– база автомобиля. |
От действия тормозной силы Ft в результате неодинаковой интенсивности торможения колес (в худшем случае коэффициент сцепления под одним колесом максимальный, а под другим – равен нулю) возникает сила FtП, которая нагружает рулевой привод
,
где |
l |
– плечо действия тормозной силы Ft (длина поворотной цапфы); |
– обратный КПД рулевого управления. |
При наличии усилителя сила FtП в значительной степени гасится гидравлическим сопротивлением и поэтому учитывается только для деталей, расположенных между управляемыми колесами и цилиндром усилителя.
9.4. Усилия на поперечной и продольной тягах
На поперечную и продольную тяги рулевой трапеции в соответствии со схемой (см. рис. 17) действуют силы:
со стороны дороги при торможении
,
;
со стороны рулевого колеса и цилиндра усилителя
,
.
10. ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ УСИЛИТЕЛЯ
Гидравлический расчет выполняется для определения основных характеристик и размеров элементов гидроусилителя.
Диаметр силового цилиндра определяется по известному из силового расчета усилию (см. рис. 17) и по максимальному давлению в гидросистеме
,
где |
dШ |
– диаметр штока поршня, м. |
Подача насоса QН рассчитывается из условия обеспечения поворота управляемых колес автомобиля с большей скоростью, чем та, которую может осуществить водитель:
,
где |
АЦ |
– активная площадь поршня цилиндра усилителя, м2; |
nр |
– частота вращения рулевого колеса (усилитель считается работоспособным, если при вращении рулевого колеса с частотой nр = 0,5 с-1 момент на нем не превышает номинального; для расчетов принимают nр = 1...1,5 с-1); |
|
– передаточное число части привода, расположенного между рулевым колесом и поршнем цилиндра; |
||
– объемный КПД насоса (для лопастных насосов = 0,85, для шестеренчатых = 0,9); |
||
D |
– утечка жидкости в гидравлической системе (D £ 0,15). |
Диаметр золотника-распределителя определяется по потерям давления в распределителе:
,
где |
dз |
– осевой зазор между кромками золотника и корпуса в нейтральном положении (dз = (0,2...0,5)×10-3), м; |
x |
– коэффициент сопротивления, (x = 3...6); |
|
r |
– плотность жидкости (r = 900), кг/м3 ; |
|
Dр |
– потери давления в распределителе (Dр = 0,04…0,08), МПа. |
Диаметры трубопроводов рассчитывают из условия, что потери напора DрТ по их длине не превышают 0,1...0,3 МПа для легковых и 0,2...0,5 МПа для грузовых автомобилей. При этом скорость течения жидкости в трубопроводе принимается не более 4 м/с в нагнетательных и 2 м/с в сливных магистралях:
,
где |
LТ |
– длина трубопровода, м. |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.