МПа,
где |
y |
– коэффициент формы зуба сектора; |
m |
– модуль (осевой) зацепления по начальной окружности; |
|
b |
– радиальная длина зуба сектора; |
|
k |
– коэффициент перекрытия (k = 1,5...1,8); |
|
r1 |
– начальный радиус червяка; |
|
z1 |
– число заходов червяка. |
Контактные напряжения сжатия для зубьев сектора
ГПа.
Чрезмерные контактные напряжения приводят к явлениям поверхностной усталости металла; поверхность зубьев выкрашивается.
Кривошипные рулевые механизмы. Наиболее уязвимым местом таких механизмов является шип. Износостойкость шипа оценивается по величине контактных напряжений сжатия на длине рабочей части шипа:
ГПа,
где |
l |
– длина рабочей части шипа; |
rср |
– средний радиус рабочей части шипа; |
|
a |
– угол зацепления (угол конуса шипа). |
11.2. Расчет рулевых приводов
Наиболее нагруженными деталями рулевого привода являются сошка и шарниры.
Опасное сечение А-А сошки располагается у её основания (рис. 18). В этом сечении сошка от силы FП, приложенной к пальцу, изгибается (на плече d) и скручивается (на плече е). Опасные напряжения возникают в точках x и y. Эквивалентные напряжения растяжения в точке x равны
МПа, а напряжения кручения в точке y
МПа,
где |
Wизг, Wкр |
– моменты сопротивления сечения А-А соответственно изгибу и кручению. |
Шарниры рычагов и тяг проверяются по контактным напряжениям (sк £ 25...30 МПа). Размер шаровых пальцев рекомендуется выбирать в зависимости от нагрузки на управляемые колеса: при нагрузках (24..34, 34.. 49, 49...70, 70...100) кН диаметр сферы шаровых пальцев соответственно равен (35, 40, 45, 50) мм.
Продольная и поперечная тяги рулевого привода должны обладать достаточно высокой жесткостью, чтобы при передаче усилия сжатия они не выпучивались. Выбор поперечных сечений тяг ведется по формуле Эйлера:
,
где |
Fсж |
– усилие сжатия, передаваемое тягой; |
l |
– длина тяги, отсчитываемая между центрами шарниров; |
|
J |
– экваториальный момент инерции сечения. |
,
где |
d, D |
– соответственно внутренний и наружный диаметры тяги. |
Рис. 18. Схема к расчету рулевой сошки
Значение Fсж определяется с учетом места расположения рассчитываемой тяги и способа нагружения её усилителем. По известному значению Fсж и l определяется J, а затем D и d. Запас жесткости для тяги выбирается не менее 1,5…2,5.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Автомобили: Конструкция, нагрузочные режимы, рабочие процессы, прочность агрегатов автомобиля: Учеб. пособие для вузов / Н. А. Бухарин, В. С. Прозоров, М. Н. Щукин; Под ред. Н. А. Бухарина. - Л: Машиностроение (Ленингр. отделение), 1973.-504 с.
2. Автомобили: Конструкция, конструирование и расчет. Система управления и ходовая часть: Учеб. пособие для вузов / А. И. Гришкевич, Д. М. Ломаков, В. П. Автушко и др.; Под ред. А. И. Гришкевича. - М.: Высшая школа, 1987. - 200с.
3. Конструирование и расчет колесных машин высокой проходимости: Учебник для вузов / Н. Ф. Бочаров, И. С. Цитович, А. А. Полунгян и др.; Под общ. ред, Н. Ф. Бочарова И. С. Цитовича. - М.: Машиностроение, 1983. - 229 с.
4. Лысов М. И. Рулевые управления автомобиля. - М.: Машиностроение, 1972. - 343 с.
5. Осепчугов В. В., Фрумкин А. К. Автомобиль: Анализ конструкций, элементы расчета. – М.: Машиностроение, 1989. – 304 с.
6. Лукин П. П., Гаспарянц Г. А., Радионов В. Ф. Конструирование и расчет автомобиля. - М.: Машиностроение, 1984. - 268 с.
7. Раймпель И. Шасси автомобиля: Рулевое управление / Пер. с нем. - М.: Машиностроение, 1987. - 232 с.
8. Родионов В. Ф., Фиттерман Б. М. Легковые автомобили. - М.: Машиностроение, 1971. - 504 с.
* разработка кинематики совместной работы рулевого управления и подвески в данном пособии не рассматривается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.