Автомобили. Проектирование и расчет рулевых управлений: Учебно-методическое пособие, страница 3

Как отмечалось выше, изменение направления движения поворотом управляемых колес наиболее распространенно поэтому в данном пособии рассматривается расчет рулевого управления именно этим способом. При выполнении расчета рулевых управлений, осуществляющих изменение направления движения другими вышеперечисленными способами, необходимо обращаться к литературным источникам.

4. ВЫБОР СХЕМЫ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ

Схемы рулевых управлений с управляемыми колесами одной передней оси (рис. 6) сравнительно просты. Некоторое усложнение их связано с увеличением числа сборочных единиц в рулевом приводе с целью согласования поворотов и перемещений колес с кинематическими характеристиками подвесок. При использовании независимых подвесок количество сборочных единиц в рулевом управлении по сравнению с рулевым управлением простейшей схемы (см. рис. 6, а) возрастает на 10...15 %, а шарнирных соединений – в 1,1...2 раза.

Схема рулевого управления выбирается исходя из компоновочной схемы автомобиля; типа передней подвески; колесной формулы; размеров базы, колеи; нагрузки, приходящейся на управляемые колеса.

При выборе схемы рулевого управления необходимо также провести сопоставительный анализ рулевых управлений автомобилей данного класса и уже затем окончательно принимать решение по выбору схемы рулевого управления.

Рис. 6. Схемы рулевых управлений:

а – с задней неразрезной трапецией; б – с разрезной трапецией и маятниковым рычагом; в – с реечным рулевым механизмом; г – с разрезной трапецией и двумя маятниковыми рычагами; д – с расчлененным рулевым валом; е – с передней неразрезной трапецией; ж – с разрезной трапецией и двумя маятниковыми рычагами, направленными назад; з – с разрезной трапецией и одним маятниковым рычагом; и – с неразрезной трапецией и объединенным рулевым усилителем; к – с неразрезной трапецией и раздельным рулевым усилителем

5. РУЛЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ

5.1. Назначение, требования, классификация

Рулевой механизм предназначен для увеличения крутящего момента, прикладываемого к рулевому колесу, и передачи его к рулевому приводу. Он состоит в общем случае из рулевого колеса 1, рулевого вала 2, рулевой колонки 3 и редуктора 4 (см. рис. 1).

Рулевой механизм должен отвечать следующим требованиям:

1) быть обратимым, чтобы не препятствовать стабилизации управляемых колес;

2) иметь высокий КПД для облегчения поворота;

3) иметь минимальное число регулировок;

4) обеспечивать минимальный зазор в среднем положении вала сошки, соответствующем прямолинейному движению автомобиля;

5) обеспечивать необходимый характер изменения передаточного числа.

Рулевые механизмы классифицируются по следующим основным признакам:

1) по передаточному числу (с постоянным передаточным числом, с переменным передаточным числом);

2) по числу ступеней (одноступенчатые, двухступенчатые);

3) по обратимости (обратимые, на пределе обратимые);

4) по конструктивным параметрам (червячные, винтовые, кривошипные, шестеренчатые).

5.2. Оценочные параметры рулевого механизма

Оценочными параметрами рулевого механизма являются:

-  передаточное число;

-  прямой и обратный КПД;

-  величина зазора в зацеплении.

Одним из основных оценочных параметров является передаточное число, которое определяется отношением элементарных углов поворота рулевого колеса  и вала сошки dW:

.

Закон изменения передаточного числа должен быть таким, чтобы максимальное передаточное число в начале поворота уменьшалось к концу поворота. На рис. 7 показан рациональный закон изменения передаточного числа рулевого механизма uРМ по углу поворота рулевого колеса Q.

Рис. 7. Рекомендуемое изменение передаточного числа рулевого механизма

Статистические данные показывают, что основную часть поворотов составляют повороты с небольшими отклонениями колес от положения, соответствующего прямолинейному движению. Большое передаточное число в области сравнительно малых углов поворота рулевого колеса Q (до 120°) обеспечивает легкость и точность управления. Сравнительно малое передаточное число при больших значениях углов Q улучшает маневренность автомобиля.