11. ПРОЧНОСТНОЙ РАСЧЕТ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Расчеты на прочность проводят по двум режимам:
- по максимальному усилию, которое водитель может приложить к рулевому колесу;
- по максимальному тормозному моменту на колесах.
Так как методы расчетов деталей рулевого управления на усталостную прочность разработаны недостаточно, расчеты носят сопоставительный характер, т. е. получаемые расчетные напряжения сравнивают с напряжениями в аналогичных деталях автомобиля, хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации.
Выполнение прочностного расчета базируется на материале, который приводится в дисциплинах "Детали машин", "Сопротивление материалов".
11.1. Расчет рулевых механизмов
Рулевой вал рассчитывают на кручение
МПа,
где |
Мкр |
– крутящий момент на рулевом валу |
,
Fр |
– усилие, прикладываемое к рулевому колесу; |
|
Rр |
– радиус колеса; |
|
Wкр |
– полярный момент сопротивления. |
Для сплошного вала
,
где |
d |
– наружный диаметр вала. |
Для полого вала
,
где |
d1 и d2 |
– соответственно внутренний и наружный диаметры. |
Запас по пределу прочности
.
Угол закручивания вала
,
где |
Lв |
– длина вала; |
G |
– модуль упругости второго рода. |
При максимальном моменте на рулевом валу угол закручивания не должен превышать 5,5…7,5°.
В рулевых механизмах легковых автомобилей диаметр вала сошки dс = 23…32 мм, межосевое расстояние аw = 43…60 мм, а грузовых – аw = 66…90 мм.
Наиболее сильно изнашивающимся и наиболее сильно нагруженном местом рулевых механизмов является зацепление, поэтому элементы зацепления рассчитываются на прочность (по напряжениям изгиба sизг) и износ (по контактным напряжениям сжатия sсж). Кроме того, рулевые механизмы проверяются на жесткость (по величине допускаемых деформаций), а отдельные сопряжения также на удельное давление и смятие.
Рулевой механизм с глобоидальным червяком и роликом обладает высокой изгибной прочностью. Поэтому его рассчитывают по величине напряжения сжатия
МПа,
где |
Fр |
– максимальное усилие, прикладываемое к рулевому колесу; |
b1 |
– угол подъёма винтовой линии червяка (b1 = 5…10), °; |
|
i |
– число работающих гребней ролика; |
|
, |
– наружные радиусы червяка и ролика; |
|
, |
– центральные углы контактной площади; |
|
r1 |
– начальный радиус червяка. |
Рулевой механизм типа винт-гайка-рейка-сектор. Опыт эксплуатации показывает, что наиболее слабым звеном с точки зрения износостойкости является винтовая пара. В ряде случаев наблюдается усталостное разрушение шариков или беговых канавок. Снижением контактных напряжений можно существенно повысить работоспособность винтовой шариковой пары и улучшить КПД рулевого механизма. Поэтому рулевые механизмы рассматриваемого типа рассчитываются по напряжениям сжатия в паре шарик-поверхность канавок:
ГПа,
где |
m |
– коэффициент, зависящий от кривизны соприкасающихся поверхностей (m = 0,6...0,8); |
Q1 |
– осевая сила (для расчетов принимается Q1 = 6...7 кН); |
|
Е |
– модуль упругости первого рода (Е =200), ГПа; |
|
dШ |
– диаметр циркулирующего шарика (для существующих конструкций dШ £10 мм); |
|
dК |
– диаметр канавки винта (гайки) dК = (1,03…1,04) dШ; |
|
i |
– число одновременно находящихся под нагрузкой шариков в нарезке винта (для существующих конструкций i = 22…24); |
|
b1 |
– угол подъема винтовой линии винта; |
|
d |
– угол контакта шариков (d = 45...60°). |
При проектировании в первую очередь стремятся к использованию больших размеров шариков, а во вторую – к большему их количеству.
Спироидальный рулевой механизм типа цилиндрический червяк боковой сектор. Напряжение изгиба определяется для сектора, который менее прочен, чем червяк:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.