11. ПРОЧНОСТНОЙ РАСЧЕТ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ
Расчеты на прочность проводят по двум режимам:
- по максимальному усилию, которое водитель может приложить к рулевому колесу;
- по максимальному тормозному моменту на колесах.
Так как методы расчетов деталей рулевого управления на усталостную прочность разработаны недостаточно, расчеты носят сопоставительный характер, т. е. получаемые расчетные напряжения сравнивают с напряжениями в аналогичных деталях автомобиля, хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации.
Выполнение прочностного расчета базируется на материале, который приводится в дисциплинах "Детали машин", "Сопротивление материалов".
11.1. Расчет рулевых механизмов
Рулевой вал рассчитывают на кручение
 МПа,
 МПа,
| где | Мкр | – крутящий момент на рулевом валу | 
 ,
,
| Fр | – усилие, прикладываемое к рулевому колесу; | |
| Rр | – радиус колеса; | |
| Wкр | – полярный момент сопротивления. | 
Для сплошного вала
 ,
,
| где | d | – наружный диаметр вала. | 
Для полого вала
 ,
,
| где | d1 и d2 | – соответственно внутренний и наружный диаметры. | 
Запас по пределу прочности
 .
.
Угол закручивания вала
 ,
,
| где | Lв | – длина вала; | 
| G | – модуль упругости второго рода. | 
При максимальном моменте на рулевом валу угол закручивания не должен превышать 5,5…7,5°.
В рулевых механизмах легковых автомобилей диаметр вала сошки dс = 23…32 мм, межосевое расстояние аw = 43…60 мм, а грузовых – аw = 66…90 мм.
Наиболее сильно изнашивающимся и наиболее сильно нагруженном местом рулевых механизмов является зацепление, поэтому элементы зацепления рассчитываются на прочность (по напряжениям изгиба sизг) и износ (по контактным напряжениям сжатия sсж). Кроме того, рулевые механизмы проверяются на жесткость (по величине допускаемых деформаций), а отдельные сопряжения также на удельное давление и смятие.
Рулевой механизм с глобоидальным червяком и роликом обладает высокой изгибной прочностью. Поэтому его рассчитывают по величине напряжения сжатия
 МПа,
 МПа,
| где | Fр | – максимальное усилие, прикладываемое к рулевому колесу; | 
| b1 | – угол подъёма винтовой линии червяка (b1 = 5…10), °; | |
| i | – число работающих гребней ролика; | |
| 
 | – наружные радиусы червяка и ролика; | |
| 
 | – центральные углы контактной площади; | |
| r1 | – начальный радиус червяка. | 
Рулевой механизм типа винт-гайка-рейка-сектор. Опыт эксплуатации показывает, что наиболее слабым звеном с точки зрения износостойкости является винтовая пара. В ряде случаев наблюдается усталостное разрушение шариков или беговых канавок. Снижением контактных напряжений можно существенно повысить работоспособность винтовой шариковой пары и улучшить КПД рулевого механизма. Поэтому рулевые механизмы рассматриваемого типа рассчитываются по напряжениям сжатия в паре шарик-поверхность канавок:
 ГПа,
 ГПа,
| где | m | – коэффициент, зависящий от кривизны соприкасающихся поверхностей (m = 0,6...0,8); | 
| Q1 | – осевая сила (для расчетов принимается Q1 = 6...7 кН); | |
| Е | – модуль упругости первого рода (Е =200), ГПа; | |
| dШ | – диаметр циркулирующего шарика (для существующих конструкций dШ £10 мм); | |
| dК | – диаметр канавки винта (гайки) dК = (1,03…1,04) dШ; | |
| i | – число одновременно находящихся под нагрузкой шариков в нарезке винта (для существующих конструкций i = 22…24); | |
| b1 | – угол подъема винтовой линии винта; | |
| d | – угол контакта шариков (d = 45...60°). | 
При проектировании в первую очередь стремятся к использованию больших размеров шариков, а во вторую – к большему их количеству.
Спироидальный рулевой механизм типа цилиндрический червяк боковой сектор. Напряжение изгиба определяется для сектора, который менее прочен, чем червяк:
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.