Требования и методика составления комплексов общеразвивающих упражнений в ВУЗе: Методические рекомендации

Страницы работы

Содержание работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Кафедра «Физическое воспитание и спорт»

Ю.А. Архипова

Л.А. Онучин

ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ВУЗЕ

Методические рекомендации

Санкт-Петербург

2007

Одобрены на заседании кафедры «Физическое воспитание и спорт», протокол № 8 от 02.03.2006г.

Рекомендовано Учебно-методическим советом по специальности, протокол № 1 от 26.09.2006г.

Требования и методика составления комплексов общеразвивающих упражнений в вузе. Методические рекомендации. – СПб.: СПбГУСЭ, 2007. – 27 с.

Составитель: канд. пед. наук, доц. Ю.А. Архипова

                       канд. пед. наук, доц. Л.А. Онучин

Рецензент: канд. пед. наук, доц. В.Н. Медведев

© Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики

2007 г.


Оглавление

1. Введение. 4

2.ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ.. 5

3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ.. 6

4. ФОРМЫ ЗАПИСИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ.. 8

5. СОСТАВЛЕНИЕ И ЗАПИСЬ КОНКРЕТЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ.. 10

6. СОСТАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКСОВ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ
УПРАЖНЕНИЙ.. 11

7. ФОРМА ЗАПИСИ КОМПЛЕКСА ОРУ.. 12

8. РЕГУЛЯЦИЯ НАГРУЗКИ В ХОДЕ ВЬШОЛНЕНИЯ  ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ.. 13

9. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
ПО НАПРАВЛЕННОСТИ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ
КАЧЕСТВ ИЛИ ФУНКЦИЙ.. 14

10. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ БЕЗ ПРЕДМЕТА.. 16

11. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ.. 19

12. ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА СНАРЯДАХ.. 22

13. Порядок подготовки комплекса ОРУ и
рекомендации по его проведению с группой
студентов.. 25

14. ЛИТЕРАТУРА.. 27


1. Введение

В ходе обучения в высшем учебном заведении студент, помимо специальных знаний и умений, связанных с будущей профессией, получает также знания в областях, напрямую не касающихся специальности, однако, необходимые человеку в его жизнедеятельности. В этом смысле на одно из ведущих мест в образовательной системе всех уровней выходит так называемое непрофессиональное, неспециальное физкультурное образование. В Программе по физическому воспитанию для Высших учебных заведений можно условно выделить два главных компонента. Первый – развитие естественных и формирование новых двигательных навыков и физических качеств на оптимальном для человека жизненном уровне. К базовым двигательным навыкам относят: бег, ходьбу, прыжки, метания, плавание. Основными физическими качествами являются: сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость. Безусловно, этот, так называемый «двигательный компонент» весьма важен. Однако, в не меньшей степени важен и второй компонент – знаний и прикладных умений в области физической культуры. Это общие знания строения человеческого организма, основные принципы сохранения здоровья и хорошего жизненного тонуса, правила построения и соблюдения режима двигательной активности, влияние занятий физической культурой на здоровье человека. В конечном счете, не просто знания о том, что необходимо делать, а умение сделать есть результат образования. Поэтому, студент должен уметь правильно построить свой режим дня, оценить уровень собственного здоровья, уровень развития физических качеств и уровень физической подготовленности, и на основании этого планировать свою двигательную активность, подбирать средства (упражнения) и методы, отвечающие потребностям его организма.

В соответствии с программными требованиями в 3 и 4 семестрах студенты СПБГУСЭ должны самостоятельно составить комплекс из 10–12 общеразвивающих упражнений и провести данный комплекс с группой занимающихся. Однако, опыт показывает, что студенты сталкиваются с трудностями составления комплекса, не имея достаточной терминологической базы, базовых знаний, касающихся классификации общеразвивающих упражнений, правил составления конкретных упражнений, применения предметов в занятии.

В данной работе, в доступной форме, представлены общеразвивающие упражнения как основа системы оздоровительных занятий. Студенты познакомятся с основами терминологии, классификацией общеразвивающих упражнений, с упражнениями на развитие физических качеств и функций, с предметами, на гимнастических снарядах. Основной акцент сделан на методике составления отдельных упражнений и комплексов упражнений общеразвивающего характера. Рекомендации по составлению, оформлению и проведению комплексов упражнений помогут студентам не только выполнить зачетное требование по предмету, но и пополнят запас знаний и практических умений в области физической культуры.

2.ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ

С целью оздоровления, воспитания физических качеств, улучшения функционального состояния организма, в системе физического воспитания наиболее популярны оздоровительные занятия в режиме повседневной жизнедеятельности, В этом направлении оздоровительные виды гимнастики, такие как утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика, основой которых являются обще-развивающие упражнения, наиболее доступны и эффективны. Базовые знания в области физической культуры обязательно подразумевают способность человека самостоятельно подобрать и составить комплекс общеразвивающих упражнений, выполнение которого будет решать задачи оздоровления и развития.

Основой всех оздоровительных, спортивных, образовательно-развивающих и других занятий являются общеразвивающие упражнения (ОРУ) – общедоступные, несложные в техническом отношении элементарные движения телом и его частями. Эти упражнения создаются аналитическим путем, являются своего рода «азбукой» движений, и в первую очередь направлены на всестороннее оздоровительно-развивающее воздействие на организм. Через применение ОРУ у занимающихся:

–  формируется базовая координация движений;

–  развиваются физические качества (гибкость, ловкость, выносливость, сила, быстрота);

–  создаются двигательные предпосылки для освоения техники более сложных упражнений.

Поскольку общеразвивающие упражнения легкодоступны, позволяют избирательно воздействовать на организм занимающихся, а также четко регулируются по величине нагрузки, использование этих упражнений неограниченно: как самостоятельный комплекс в оздоровительном занятии, как разминка спортсмена, как специальная часть урока при решении задач развития физических качеств. В зависимости от решения задач занятия, применяются различные ОРУ, которые классифицируются:

1. По анатомическому признаку (упражнения для рук, ног, мышц спины и т.д.).

2. По признаку преимущественного воздействия (направленность на развитие определенных физических качеств).

3. По признаку использования предметов и снарядов. В ОРУ широко используются упражнения с мячами, гимнастическими палками, скакалками, у шведской стенки, со скамейками и т.д. (Есть и другие классификации ОРУ).

3. ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ
УПРАЖНЕНИЙ

Похожие материалы

Информация о работе