Гомельский государственный мед. институт
Военная кафедра
''Утверждаю''
Полковник м/с А.И. Астрецов
''____'' _______________ 2001г.
Лекция
подполковника Шевчика И.С. по методике
воспитательной работе со студентами II
курса
Тема 5 ''Командир - организатор воспита-
тельной работы в подразделении.
Педагогическая культура офицера''
Обсуждена на заседании кафедры
''____'' _________ 2001г.
Протокол № ______
от ''____'' _______ 2001г.
Учебные вопросы
1. Единоначалие - основной принцип военного строительства и руководства. Личные качества офицера и их влияние на воспитание подчиненных.
2. Методы анализа морально-психологического состояния личного состава. Планирование воспитательной работы.
3. Педагогическая культура офицера: ее сущность и содержание.
Педагогическое мастерство как важнейший компонент педагогической культуры офицера.
Время - 75 мин.
Учебно - материальное обеспечение :
а) Литература :
1. Методика воспитательной работы в ВС РБ ( Под ред.
С.М. Чайка - Мн. 1997 г.)
2. Концепция воспитательной работы в ВС РБ - Мн. 1993 г.
3. Воспитательная работа в ВС РБ : Учебное пособие, вып.8
Мн. 1994 г.
Масштабы и глубина задач военной реформы в ВС требует творческого подхода и более высокого уровня работы военных кадров.
Требования к ВС РБ, к их постоянной готовности в современных условиях возрастают; повышаются темпы развития средств и способов вооруженной борьбы, военного дела в целом.
Однако как бы ни совершенствовалось военное дело, главной фигурой на войне был и остается человек, сознательно выполняющий свой долг, хорошо владеющий современной тактикой и оружием, умеющий стойко переносить небывало возросшие физические и психологические нагрузки. Это обстоятельство требует от офицеров, чтобы они были близки к людям, постоянно заботились о них.
Развивающиеся социальные процессы в воинских коллективах, демократизация, изменения в умственном и физическом развитии военнослужащих, усложнение содержания программ их обучения и воспитания требуют коренного улучшения военно-профессиональной, психологической и педагогической подготовки офицеров.
Знать и наиболее полно учитывать общественное мнение, получать правдивую информацию о положении дел, о потребностях и интересах различных категорий военнослужащих, прогнозировать влияние их поведения на общественные интересы, умело строить индивидуально-воспитательную работу с подчиненными - профессиональная обязанность всех командиров.
Единоначалие - основной принцип военного строительства и руководства.
Личные качества офицера и их влияние на подчиненных.
Происходящие в обществе процессы все поднимают планку требований к авторитету личности в любом деле. Не является исключением и сфера военной деятельности. Сегодня она не мыслится без высокоинтеллектуальной личности офицера, в собирательном образе которого выразительно проступают четкая гражданская позиция и богатый душевный запас, высокий профессионализм и коллективизм, готовность к действиям.
Известно, что без надежного, хорошо обученного командного состава невозможно создать могучую регулярную армию, руководить ею в современной войне.
Одним из важнейших принципов военного строительства и руководства войсками в мирной и особенно в боевой обстановке является единоначалие.
Единоначалие было одним из трудных вопросов военного строительства.
На первых парах его введению препятствовало отсутствие достаточного количества квалифицированных, идейно закаленных командных кадров из числа рабочих и крестьян, использование в качестве военных специалистов офицеров и генералов старой армии.
Правильный в тех условиях метод управления войсками был найден введением института военных комиссаров.
Однако и такую систему правительство рассматривало как временную.
Введение института военных комиссаров наряду с положительными моментами имело и отрицательные, так как военный комиссар превратился в организатора и администратора, то командир постепенно начал терять ценнейшее свойство всякого хорошего командира: волю и способность принимать самостоятельные быстрые решения. И это явление стало довольно обычным для Красной Армии.
Поэтому по мере пополнения командных кадров выходцами из рабочих и крестьян, окончившими военно-учебные заведения, целесообразность сохранения института военных комиссаров отпала.
В июне 1924 года ЦК РКП(б) принял постановление, в котором признал необходимым ввести в армии и флоте единоначалие. Переход к единоначалию в основном был завершен к 1928 году. В последующем за непродолжительное время дважды принималось решение о введении института военных комиссаров: с 1937 по 1940 год - в целях оказания помощи командному составу, значительное количество которого было призвано из запаса в связи с увеличением численности Красной Армии (в связи с увеличением угрозы войны) и в 1941-1942 годах - в связи с усложнением работы командиров, вызванным войной. В октябре 1942 года в Красной Армии было введено полное единоначалие.
Единоначалие - это принцип, при котором командиры (начальники) наделены всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и несут полную ответственность за все стороны жизнедеятельности войск.
Единоначалие выражается в праве командира единолично принимать решение, добиваться их выполнения. Оно позволяет объединить волю многих сотен и тысяч людей, подчиняя их достижению единой цели - победы над врагом.
Только твердая воля командира-единоначальника, облаченного правами и высочайшей ответственностью, способна сконцентрировать усилия многих и многих людей на решении сложных и разнообразных задач, стоящих перед частью, подразделением.
Единоначалие определяет состояние армии как централизованного военного организма, обеспечивающее единство обучения и воспитания личного состава, организованность и дисциплину и в конечном счете, высокую боевую готовность.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.