Педагогические основы совершенствования офицера

Страницы работы

Содержание работы

Гомельский государственный медицинский институт

Военная кафедра

«Утверждаю»

Начальник военной кафедры

Полковник м/с А.И.Астрецов

,,_______” ______________ 2001г.

ЛЕКЦИЯ

Подполковника Шевчика И.С.

по методике воспитательной работы со студентами II курса.

Тема № 6 «Педагогические основы совершенствования офицера»

Обсуждена на заседании кафедры

,,________” ___________2001г.

Протокол №__________________

От ,,_______”____________2001г.


Учебные вопросы:

1.  Самосовершенствование как фактор развития личности офицера. Педагогическая характеристика процесса самовоспитания и самообразования.

2.  Пути и методика самосовершенствования личности офицера.

Время - 75мин

Учебно-материальное обеспечение:

а) Литература:

·  Методика воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь – Мн. 1993 г.

·  Основы военной-педагогических знаний. М. Военно-политическая Академия, 1989 г.

·  Как управлять собой. – Мн., 1987 г.

б) Наглядные пособия: слайды.

в) Технические средства обучения. Графопроектор "Лектор – 2000".

Содержание лекции

Введение

Самовоспитание и самообразование офицеров - закономерный процесс и к тому же, социально необходимый. Каждый офицер должен осознать его как необходимое условие своего профессионального становления в ходе реформирования Вооруженных Сия Республики Беларусь.

Самовоспитание как важнейшая форма совершенствования офицеров неразрывно связано с самообразованием, с целеустремленной работе по расширению и углублению своих знаний, совершенствованию и углублению новых навыков и умений. Самообразовательная деятельно офицера - исключительно плодотворная Форма развития его идейных и профессиональных качеств. Благодаря самообразованию обновляется интеллектуальный потенциал офицера, повышается его идейно-теоретический уровень, профессиональное мастерство и культура,

Для значительной части командиров, офицеров воспитательных структур конечной целью педагогического самообразования все чаще становиться приобщение к творческому поиску, эксперименту, исследованию и самое главное - к соединению имеющихся достижений наук с практикой учебно-воспитательного процесса.

Все сказанное особо актуально по отношению к молодым офите вступающим на свое поприще после учебы в училище, на военной кафедре вуза и на информирующих к тому же специального педагогического образования. В этом случае восполнить недостаток знаний можно ли путем самовоспитания и самообразования.

Самосовершенствование как фактор развития офицера. Педагогическая характеристика процесса самовоспитания и самообразования.

Самосовершенствование человека - дело не новое. Вопросы самосовершенствования в той или иной степени рассматривались с давних времен многими мыслителями. История вопроса отражает путь развития различных взглядов, идей, подходов, методов.

Под самосовершенствованием понимается составная часть военно-педагогического процесса, содержанием которой являются различные направления работы офицера над собой : самовоспитание, психологическая подготовка, самообразование и саморазвитие.

Практика показывает, что самосовершенствование не только составная часть военно-педагогического процесса, но и его важнейшая цель. Современный офицер, важнейшей обязанностью которой является обучение и воспитание подчиненных, лишь тогда сможет выполнять эти обязанности, когда будет постоянно работать над собой.

Что же следует понимать под самовоспитанием и самообразованием современного офицера:

самовоспитание представляет собой целенаправленную сознательную деятельность офицера по Формированию и совершенствованию у себя положительных качеств личности в преодоление отрицательных качеств и привычек. Цели самовоспитания офицер формулирует на основе сознания общественных потребностей, условий воинской службы, личной программы развития. 3 условиях демократического общества целью самовоспитания офицера являются усвоенный им идеал ( то есть образ) профессионального защитника Родины, офицера-гражданина, специалиста военного дела, тесно связанного со своим народом.

Внутреннюю основу самовоспитания составляет потребность офицера в совершенствовании, способность изучить себя со сторон; объективно оценить свои возможности, контролировать свое поведение, вносить в свою деятельность необходимые изменения.

Считается, что самовоспитание является естественным проявлением сущности человека как стремление реализовать себя, дать себе через себя самого объективность в объективном мире и осуществить ( выполнить ) себя.

В единстве общественных и личностных факторов формулируются мотивы самовоспитания, такие как:

-  потребность действовать в соответствии с требованиям господствующей в обществе морали и уставов, требованиями со стороны старших начальников, коллектива;

-  различные жизненные устремления офицера;

-  стремление к преодолению трудностей воинской службы;

-  следование положительному примеру;

-  продвижение по службе

-  моральная и материальная заинтересованность.

Содержание самовоспитания офицеров с одной стороны характеризуется индивидуально, так как зависит от возраста, особенностей личности, характера служебной деятельности, а с дугой стороны оно зависит от степени развития офицерских(кадров) коллективов, управления этим процессом в подразделении и части.

Исследования показывают, что самовоспитание офицеров включает :

-  самосовершенствование идейных, военно-профессиональных морально-боевых и организаторских качеств;

-  формирование общей, военной и педагогической культуры;

-  формирование духовно-нравственных и физических качеств

-  выработку умения управлять своим поведением, потребности чувствами.

На самовоспитание большое влияние оказывает воспитание, в ходе которого у офицеров развивается самосознание. Формируются направленность, интересы, воля, вырабатывается характер, пробуждается потребность в самовоспитании. Это влияние столь велико, что самовоспитание рассматривается как итог и цель воспитания офицеров. Поэтому воспитание следует использовать как важнейший путь руководства и управления самовоспитанием офицеров. Воспитание предшествует самовоспитанию, с другой стороны, самовоспитание позволяет наиболее полно решать задачи воспитания, если пели самовоспитания офицера совпадают с воспитательными задачами.

В практике самовоспитания офицеров выделяются ряд последовательных этапов :

-  глубокое изучение и осознание современных требований к офицеру и его деятельности;

-  критическая самооценка офицером своей деятельности и поведения на основе возрастных требований;

-  планирование работы над собой, выработка программы и личных правил самовоспитания;

-  активная практическая деятельность по реализации про­граммы самовоспитания;

-  самоконтроль работы по самовоспитанию.

Похожие материалы

Информация о работе