В процессе самовоспитания офицеры изучают несколько или иные стороны личности соответствуют предъявляемым к ним требованиям. На основе опенки принимается решение по развитию положительных и устранению отрицательных качеств. Такое решение как правило, разрабатывается в виде планов или программы самовоспитания. Практика показывает, что с составлением таких программ, большинство офицеров справляется успешно, а вот их реализация вызывает ряд трудностей. Прежде всего, они обусловлены тем, что не все офицера в совершенстве владеют методами самовоспитания.
самоубеждение, самообязательство, самоупражнение, самонаблюдение, самовнушение, самоприказ, самоодобрение, самопоощрение, самонакаэание, самоосуждение, следование примеру, самоанализ, самооцка, самоотчет, самоконтроль.
Этапы |
Методы (способы) |
Самовоспитание |
Самонаблюдение Самоанализ |
Планирование работы на собой |
Самообязательства Личный план Программа самовоспитания |
Реализация программы |
Самоубеждение Самовнушение Самоупражнение Самопризказ Самоодобрение Самопоощрение Самонаказание Самоосуждение |
Контроль |
Самооценка Самоотчет Самоконтроль |
Более подробно разберем наиболее эффективные методы самовоспитания.
При помощи самоубеждения офицеры формируют внутреннюю потребность и признание необходимости развивать у себя те или иные качества, вырабатывать новые идеи, взгляды, усваивать современные нормы поведения, устранять недостатки, жить по определенным правилам.
Самообязательство предполагает выработку и последовательное постижение системы пели, разработку и руководство правила: деятельности и поведения. Сущность самообязательства состоит ; том, что пели, правила вырабатываются лично офицером и принимаются им к исполнению добровольно.
Самоупражнение предполагает создание наиболее благоприятных условий для выработки путем неоднократного повторения привычки высоконравственного поведения, необходимых навыков и умений профессиональной деятельности, развитие интеллектуальных и физических способностей и других качеств.
Следование примеру позволяет офицеру обогащать себя передовым опытом, творчески применять его к своей деятельности и на этой основе совершенствовать содержание и методику работы над собой. Специфика данного метода состоит в том, что он не всегда применяется осознанно, в том, что офицер не может следовать к отрицательному примеру, в том, что требует уверенности офицера в своих силах.
Сущность самоконтроля и самоанализа состоит в сопоставлении планов и результатов самовоспитания с потребностями деятельности и поведения офицеров, внесении в самовоспитание необходимых корректив. Специфика данного метода состоит в том, что не все офицеры способны адекватно оценивать сбою деятельность, нередки случаи как переоценки, так и недооценки ее.
Самовнушение позволяет офицеру вызывать и закреплять у себя необходимые психические состояния, преодолевать отрицательные эмоции, настраивать себя на выполнение сложных задач как обычных, таи и в экстремальных условиях. Наиболее часто самовнушение применяется в системе аутогенных тренировок и в виде сложных формул и аналогичных им образных представлений.
Самовоспитание воина осуществляется благодаря эффективно индивидуальной воспитательной работе.
Ввиду неодинакового уровня развития интеллектуальных и волевых качеств не все военнослужащие могут целенаправленно, систематически заниматься самовоспитанием.
Как же помочь подчиненным в таком сложном, глубоко внутреннем процессе?
Выделим здесь несколько определенных этапов:
- всестороннее и систематическое изучение личного состава
- формирование мотивов самовоспитания у воинов;
- оказание помощи в выборе методов, средств и приемов самовоспитания;
- контроль и корректировка работы воинов над собой.
"Воспитатель - писал К.Д. Ушинский,- должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями .. .Он должен знать побудительные причины ... историю развития всякой страсти всякого характера. Тогда только будет он в состоянии исчерпать в самой природе человека средство воспитательного влияния - а средства эти громадны!" Эти шел могут быть ключом к изучению людей, к прогнозированию их самовоспитания.
Началом самовоспитания является формирование мотивов -сложных глубоко осознанных побуждений к систематической работе над собой. Ими являются требования законов, воинских уставов, командиров, товарищей по службе, личный пример. Особую роль играют в этом образцы людей, не которых данная личность стремится быть похожей. Распространенными идеалами, активно влияющими на формирование мотивов самовоспитания, являются герои художественной литературы, кино, театра.
В самовоспитании, как и в самой деятельности, необходимо прежде всего осознать его необходимость, отчетливо увидеть конечную цель, попытаться мысленно представить желанный результат. Все это можно выразить формулой:
ЗНАЮ – ХОЧУ – УМЕЮ – УСПЕВАЮ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.