Педагогические основы совершенствования офицера, страница 2

В процессе самовоспитания офицеры изучают несколько или иные стороны личности соответствуют предъявляемым к ним требованиям. На основе опенки принимается решение по развитию положительных и устранению отрицательных качеств. Такое решение как правило, разрабатывается в виде планов или программы самовоспитания. Практика показывает, что с составлением таких программ, большинство офицеров справляется успешно, а вот их реализация вызывает ряд трудностей. Прежде всего, они обусловлены тем, что не все офицера в совершенстве владеют методами самовоспитания.

Наиболее элективными методами самовоспитания, которые включают различные приемы, составляющие единую систему на психику, являются:

самоубеждение, самообязательство, самоупражнение, самонаблюдение, самовнушение, самоприказ, самоодобрение, самопоощрение, самонакаэание, самоосуждение, следование примеру, самоанализ, самооцка, самоотчет, самоконтроль.

Схематически систему самовоспитания во взаимосвязи с этапами можно представить следующим образом:

Этапы

Методы (способы)

Самовоспитание

Самонаблюдение

Самоанализ

Планирование работы на собой

Самообязательства

Личный план

Программа самовоспитания

Реализация программы

Самоубеждение

Самовнушение

Самоупражнение

Самопризказ

Самоодобрение

Самопоощрение

Самонаказание

Самоосуждение

Контроль

Самооценка

Самоотчет

Самоконтроль

Более подробно разберем наиболее эффективные методы самовоспитания.

При помощи самоубеждения офицеры формируют внутреннюю потребность и признание необходимости развивать у себя те или иные качества, вырабатывать новые идеи, взгляды, усваивать со­временные нормы поведения, устранять недостатки, жить по определенным правилам.

Самообязательство предполагает выработку и последовательное постижение системы пели, разработку и руководство правила: деятельности и поведения. Сущность самообязательства состоит ; том, что пели, правила вырабатываются лично офицером и принимаются им к исполнению добровольно.

Самоупражнение предполагает создание наиболее благопри­ятных условий для выработки путем неоднократного повторения привычки высоконравственного поведения, необходимых навыков и умений профессиональной деятельности, развитие интеллектуальных и физических способностей и других качеств.

Следование примеру позволяет офицеру обогащать себя передовым опытом, творчески применять его к своей деятельности и на этой основе совершенствовать содержание и методику работы над собой. Специфика данного метода состоит в том, что он не всегда применяется осознанно, в том, что офицер не может следовать к отрицательному примеру, в том, что требует уверенности офицера в своих силах.

Сущность самоконтроля и самоанализа состоит в сопоставлении планов и результатов самовоспитания с потребностями деятельности и поведения офицеров, внесении в самовоспитание необходимых корректив. Специфика данного метода состоит в том, что не все офицеры способны адекватно оценивать сбою деятельность, нередки случаи как переоценки, так и недооценки ее.

Самовнушение позволяет офицеру вызывать и закреплять у себя необходимые психические состояния, преодолевать отрицательные эмоции, настраивать себя на выполнение сложных задач как обычных, таи и в экстремальных условиях. Наиболее часто самовнушение применяется в системе аутогенных тренировок и в виде сложных формул и аналогичных им образных представлений.

Самовоспитание воина осуществляется благодаря эффективно индивидуальной воспитательной работе.

Ввиду неодинакового уровня развития интеллектуальных и волевых качеств не все военнослужащие могут целенаправленно, систематически заниматься самовоспитанием.

Как же помочь подчиненным в таком сложном, глубоко внутреннем процессе?

Выделим здесь несколько определенных этапов:

-  всестороннее и систематическое изучение личного состава

-  формирование мотивов самовоспитания у воинов;

-  оказание помощи в выборе методов, средств и приемов самовоспитания;

-  контроль и корректировка работы воинов над собой.

"Воспитатель - писал К.Д. Ушинский,- должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями .. .Он должен знать побудительные причины ... историю развития всякой страсти всякого характера. Тогда только будет он в состоянии исчерпать в самой природе человека средство воспитательного влияния - а средства эти громадны!" Эти шел могут быть ключом к изучению людей, к прогнозированию их само­воспитания.

Началом самовоспитания является формирование мотивов -сложных глубоко осознанных побуждений к систематической работе над собой. Ими являются требования законов, воинских уставов, командиров, товарищей по службе, личный пример. Особую роль играют в этом образцы людей, не которых данная личность стремится быть похожей. Распространенными идеалами, активно влияющими на формирование мотивов самовоспитания, являются герои художественной литературы, кино, театра.

В самовоспитании, как и в самой деятельности, необходимо прежде всего осознать его необходимость, отчетливо увидеть конечную цель, попытаться мысленно представить желанный результат. Все это можно выразить формулой:

ЗНАЮ – ХОЧУ – УМЕЮ – УСПЕВАЮ.