- отсутствие необходимых условий, в которых протекает данный процесс (самосовершенствования).
Многие из этих трудностей можно преодолеть за счет качественного руководства процессом самосовершенствования. Это руководство должно быть направлено на создание в части, подразделении необходимых для самосовершенствования условий обеспечение целеустремленной, систематической и разносторонней работы по совершенствованию своей личности.
Данные целевого опроса педагогов вузов свидетельствуют о том, что они в процессе самовоспитания прибегает к следующим методам: самообязательство, самоорганизация жизни и деятельности, самоотчет.
В качестве методических приемов используются: самоубеждение, самоуправление, самопоощрение.
Наряду с традиционными методами и средствами самовоспитания часть педагогов использует аутотренинг.. Большую помощь педагогов в самовоспитании оказывают разработки и соблюдение правил личного поведения, дневники, самовнушение, систематические самотренировки.
Ведущая роль в руководстве самосовершенствованием принадлежит командиру и его заместителю по воспитательной работе, военному психологу, юрисконсульту. Эту работу осуществляют с опорой на общеизвестные структуры части (офицерские собрания, общественные организации и общества).
Наиболее сложной задачей руководства самосовершенствования офицеров является выработка у них соответствующих мотивов и создание необходимых условий.
Содержание руководства самосовершенствованием зависит от многих объективных и субъективных факторов и обычно включает в себя:
- пропаганду опыта самовоспитания и самообразования в государственных и военных деятелей, видных ученых и публицистов;
- всестороннее разъяснение современных требований к офицерским кадрам, особенно в условиях реформирования Вооруженных Сил.
- изучение офицерами научной теории самовоспитания и самообразования, овладение методами, приемами и средствами работы над собой;
- формирование положительного общественного мнения, стимулирование совершенствования офицерского состава подразделения части;
- помощь офицерам в познании и оценки своих качеств, черт характера, осуществление самоконтроля за ходом и результатом работы над собой;
- контроль и помощь в работе офицеров по самосовершенствованию.
- создании в подразделении, части условий, способствующих выполнению планов самосовершенствования.
Пропаганда опыта самовоспитания и самосовершенствования направляется в сознание офицера образца данной деятельности, ознакомление их с передовыми методами и приемами, выработку стремления систематически работать над собой. Занимающиеся самосовершенствованием офицеры должны получать одобрение со стороны командиров и их заместителей по воспитательной работе воинского коллектива. Таким офицерам должно предоставляться первоочередное право на выдвижение по службе, направление на учебу.
Самосовершенствованию способствует широкая гласность в оценке успехов и недостатков, офицеров, тщательно организованное состязание (соревнование), распространение передового опыта.
С этой целью могут организовываться: лекции, беседы, собрания, читательские конференции, тематические кинопоказы, обсуждения, встречи с передовыми офицерами.
Очень важно определить перспективу для каждого офицера.
Она долина сочетать в себе как общественные, так и личные интересы.
Так, общеколлективной перспективой может быть такая: не нарушать дисциплины, поднять уровень организованности офицер подразделения, части.
Групповая: перспектива: всем молодым офицерам к концу второго периода службы повысить боевую квалификацию на одну ступень .
Индивидуальная перспектива: подготовиться к поступлению в академию, продвинуться по службе
При этом самосовершенствовании офицеров должно своевременно стимулироваться. Практика показывает, что эффективные средством стимулирования самовоспитания и самообразования офицеров является создание в подразделении части, морально-психологического климата, располагающего и поддерживающего работу над собой.
Одно из направлений руководства самосовершенствованием офицеров является контроль и помощь им в работе над собой.
Контроль может выступать в различных формах, таких как:
- за выполнением индивидуальных планов самовоспитания и самообразования;
- анализ боевой и государственно-правовой (гуманитарной) подготовки, исполнительность;
- индивидуальные и групповые беседы по вопросам реализации программы самосовершенствования и др.
Большую помощь офицерам в работе над собой могут оказать методические советы частей. Они могут разрабатывать программы для самосовершенствования офицеров и методические рекомендации к ним. Обобщать и распространять передовой опыт этой работы, используя для этого лекции, групповые и индивидуальные беседы.
Как видим, самосовершенствование – это сложная, многогранная работа, требующая не кратковременного, а постоянного, на протяжении всей жизни напряжения интеллектуальных, нравственных и физических сил человека.
Значение самосовершенствования возрастает особенно в современное время. Постоянная устремленность к саморазвитию, нацеленность на самосовершенствование – таков социальный наказ нашего общества педагогу. Только при этом условии он имеет право воспитывать подчиненных.
Старший преподаватель
военной кафедры, И.Шевчик
подполковник
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.