Требования и методика составления комплексов общеразвивающих упражнений в ВУЗе: Методические рекомендации, страница 8

Б) Стоя, сидя или лежа у скамейки, скамейка используется как опора для рук или ног.

Мы остановились лишь на наиболее распространенных вариантах ОРУ. А ведь их можно выполнять с мячами разной величины, с набивными мячами, гантелями, с амортизаторами, на тренажерах, на снарядах спортивной гимнастики, в парах, в сцеплении группой, в движении и т.д. Создание, конструирование общеразвивающих упражнений – процесс творческий, увлекательный. Главное, определиться в потребностях занимающихся, а если комплекс составляется для себя, то важно обратить внимание на слабые стороны своего развития и подготовленности. Продумать, составить комплекс простых и эффективных упражнений может каждый, и это будет одним из главных шагов на пути к самосовершенствованию и созданию собственного имиджа современного, физически культурного человека.

13. Порядок подготовки комплекса ОРУ и рекомендации по его проведению с группой студентов

Ознакомившись с данными, представленными выше, приступайте к составлению собственного комплекса ОРУ, Разделите весь процесс на несколько шагов.

Шаг 1. Определите направленность комплекса – комплекс гигиенической гимнастики, комплекс для развития силы, прыгучести, на формирование правильной осанки и т.д. Определившись, напишите название комплекса в верхней части листа. Если ваш комплекс подразумевает использование предметов, отметьте в скобках предмет (например: комплекс общеразвивающих упражнений, с преимущественной направленностью на развитие гибкости (с фитболлом)).

Шаг 2. Подготовьте таблицу, в которую будете вписывать упражнения. Для облегчения работы и точности записи, выделите отдельно строку «исходное положение»:

п\п

Исходное положение (из какого положения начинается упр.)

Содержание упражнения (что делать на конкретный счет)

Дозировка (сколь-

ко раз и

времени)

Методические указания

(как выполняется упражнение, как организовать группу)

1.

Основная стойка –о.с.

1 – полуприсед, руки

вперед,

2 – присед, руки вверх,

3 – наклон вперед, руки на пояс,

4 – и.п.

6-8 раз

Спина прямая.

В приседе не подниматься на носки.

2.

Стойка, ноги врозь

1-2-3-4-

8-10 раз

10.

Шаг 3. Приступайте к составлению упражнений. Отметьте порядковый номер упражнения, в следующей графе – исходное положение, далее в графе «содержание упражнения» запишите последовательность движений под счет. В следующей графе запишите количество повторений, в последней колонке впишите особенности выполнения упражнения. Подбирая упражнения еще раз просмотрите разделы «Формы записи ОРУ» и «Составление и запись конкретных ОРУ».

Шаг 4. Составив комплекс (10–12) упражнений, проверьте, правильно ли записана последовательность упражнений, на все ли группы мышц включены упражнения. Избегайте однотипных исходных положений и упражнений, дублирующих друг друга.

Шаг 5. Выполните титульный лист своей работы. Отметьте название комплекса, кто выполнил (фамилия, имя, институт, курс, группа), кто проверил (ФИО преподавателя).

Шаг 6. Если Ваш комплекс положительно оценен, подготовьтесь к проведению своего комплекса с группой. Обратите внимание на следующее. 1. Распределите занимающихся на безопасном расстоянии друг от друга. 2. Четко и громко объясняйте порядок выполнения упражнения. В первую очередь укажите исходное положение, затем, совмещая с показом, выполните упражнение под счет, в медленном темпе вместе с занимающимися. Далее продолжайте счет, а также выполняйте методические указания группе. Последний счет в по окончании выполнения каждого упражнения заменяйте командой «стой!» для удобства остановки группы. 4. Не теряйтесь, если что-то не получается, обратитесь за помощью к преподавателю. Рассматривайте данное задание как опыт выступления на публике (пусть это пока только Ваша группа), который пригодится вам в дальнейшем.

14. ЛИТЕРАТУРА

1. Гимнастика и методика ее преподавания /под ред. Н.К. Меньшикова. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1998.

2. Гимнастика и методика преподавания: учебник для институтов физической культуры /под ред. В.М. Смолевского. – Изд. 3-е, перераб., доп. – М.: Физкультура и спорт, 1987.

3. Журавлева А.И., Граевская Н. Д. Спортивная медицина и лечебная физкультура/ руководство. – М.: Медицина. – 1993.

4. Лебедев Н.А., и др. Пособие по физическому воспитанию для студентов медицинских вузов. – СПб.: Издательство СПбГМУ, 1999.

5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физич. культуры. – М.: 1991.

6. Настольная книга учителя физической культуры / под ред.
Л.Б. Кофмана. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

7. Попова Е.Г. Общеразвивающие упражнения: учебное пособие/ СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1999.

8. Суслов Ф.П., Вайцеховский С.М. Толковый словарь спортивных терминов. Около 7400 терминов. – М.: Физкультура и спорт, 1993.

9. Талага Е. Энциклопедия физических упражнений/ пер. с польск. – М.: Физкультура и спорт, 1998.

10. Художественная гимнастика: учебник для тренеров, преподавателей и студентов ин-тов физической культуры / под ред. Л.А. Карпенко. – М., 2003.


Архипова Ю.А.

Онучин Л.А.

ТРЕБОВАНИЯ И МЕТОДИКА СОСТАВЛЕНИЯ КОМПЛЕКСОВ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ В ВУЗЕ

Методические рекомендации

Подп. к печати 01.06.2006 г.

Формат 60´84  1/16

Усл. печ. л. 1,14

Уч.-изд. л. 1,75

Тираж 10 экз.

Изд. №  001

Заказ №

РИО СПбГУСЭ, лицензия ЛР № 040849

Член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России

Государственный регистрационный номер 2047806003595 от 06.02.2004 г.

СПб государственный университет сервиса и экономики

192171, г. Санкт-Петербург, ул. Седова, 55/1

Отпечатано в ИИГ НОУ «АКТиБ», 192171, СПб., ул. Седова, 55/1

Лицензия ИД № 05598 от 14.08.2001 г.