Для того чтобы назвать и (или) записать упражнение, необходимо знание специальных обозначений, названий положений тела, движений, то есть знание гимнастических терминов – специальных слов, кратких условных наименований предметов, явлений и понятий в области физической культуры. Применение специальных терминов облегчает процесс записи упражнений, устанавливает правила сокращений и формы записи упражнений.
Требования к терминам. Во-первых, термины должны быть краткими, поэтому многие наиболее употребимые слова сокращают (например, и.п. – исходное положение) или вообще опускают, например, слово «нога» при описании упражнения, пишут: правая вперед.
Во-вторых, термины должны быть точными, не должно быть двоякой трактовки положения или движения при записи упражнения.
В-третьих, термины должны быть доступными, то есть понятными. Разумеется, запись специальных гимнастических упражнений изобилует специфическими терминами, и для их понимания требуется подготовка, однако запись ОРУ должна быть настолько точна, проста и однозначна, чтобы понять ее мог каждый.
Т.е. в гимнастической терминологии используются специальные слова, условные выражения, смысл которых необходимо раскрыть во время обучения.
Правила применения терминов
Все термины делятся на две основные группы: общие и конкретные термины.
Общие термины используют для обозначения:
а) общих понятий, например, элемент, соединение, комбинация;
б) групп упражнений, например, строевые упражнения, смешанные упоры, разноименные перемахи.
Конкретные термины определяют признаки конкретных упражнений и делятся, в свою очередь, на основные и дополнительные:
– основные т. отражают структурные признаки определяемых действий, принадлежность к той или иной группе упражнений: стойка, вис, упор, сед и т.д.;
– дополнительные термины уточняют информацию о конкретном двигательном действии, указывая:
· направление движения (боком, вперед);
· способ выполнения (разгибом, махом);
· условия опоры (на лопатках, на животе);
· характер исполнения (медленно, быстро);
· некоторые качественные характеристики (с поворотом на 720, двойной (пируэт)).
Конкретные элементы, движения описываются обычно сочетанием основного и одного или нескольких дополнительных терминов. Например: сед (основной термин) на пятках (дополнительный термин), руки в стороны (дополнительный термин).
Однако, некоторые основные термины и сами по себе обозначают конкретные элементы: упор, вис, мост, шпагат.
Правила сокращений терминов
Для краткости описания упражнения принято не указывать ряд общепринятых деталей движений или положений или даже некоторые основные термины.
При названии и записи упражнений исключаются следующие термины:
1. В исходных положениях – положения звеньев тела, предусмотренные гимнастическим стилем исполнения: ноги вместе и прямые, руки вниз (вдоль туловища) и прямые (не указывается как в и.п., так и в ходе упражнения- Носки оттянуты – когда ноги в безопорном положении, пальцы рук вытянуты и прижаты – если нет опоры или хвата и т.п. То есть, при исполнении всех ОРУ подразумевается, что занимающийся придерживается спортивного стиля движений – с оттянутыми ногами, с прямыми руками и т. д. Поэтому и не указываются некоторые термины, касающиеся стиля исполнения.
2. Положения и направления, наиболее удобные, естественные, обычные: например, вперед и в одноименную сторону, спереди – для упоров и висов, например, упор лежа, конечные положения, если они являются обычными для описываемых элементов.
3. Некоторые звенья тела: туловище (не указывается при наклонах, но указывается при поворотах: наклон вправо, но: поворот туловища налево; нога – при махах, выставлениях, стойках: мах правой назад и т.п.
4. Способы, предусмотренные техникой исполнения упражнения: например, в группировке при исполнении акробатических упражнений.
5. Некоторые основные термины: поднять, опустить – при движениях рук, ног относительно туловища.
Основные гимнастические термины, принятые в названиях и для записи общеразвивающих упражнений, наиболее часто встречающиеся при записи общеразвивающих упражнений (рис. 1).
Эти и другие термины могут являться как исходными положениями так и движениями – например, наклон, упор. Вышеуказанные термины, как правило, выступают основными при записи упражнения. После обозначения основного термина указываются термины дополнительные, для уточнения положений и движений ног и рук. Так, чаще всего используются следующие термины положений рук:
Как правило, при описании исходного положения и движений слова «ноги», «нога» опускаются, а слова «руки», «рука» указываются обязательно.
4. ФОРМЫ ЗАПИСИ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Выделяют две формы записи упражнений: текстовую и графическую. Текстовая запись, в свою очередь, подразделяется на развернутую и сокращенную (разница этих форм в том, что в первой термины записываются в полном объеме, а во второй используются стандарты в виде сокращений слов и применения знаков и символов). На практике чаще всего используют смешанную текстовую, или частично сокращенную запись. Наиболее распространены следующие сокращения:
И.п. – исходное положение,
О.с. – основная стойка, и некоторые другие.
В случае применения еще одного вида записи упражнений – графического – информация передается путем изображений, рисунков поз и положений. Все перечисленные виды записи упражнений имеют свои преимущества и недостатки, и выбор способа записи всегда за составителем комплекса. Иногда используется смешанная запись – то есть применяют одновременно текст и рисунки (см. стр. 4 и 5), однако, заметим, что для графической записи требуются некоторые навыки рисования.
|
5. СОСТАВЛЕНИЕ И ЗАПИСЬ КОНКРЕТЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ
Е.Г. Попова (1999) называет процесс составления конкретного общеразвивающего упражнения «конструированием». Действительно, принцип отбора «деталей» упражнения из многочисленных вариантов в целостное упражнение очень схож с технической схемой конструирования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.