Изучение порядка пользования устройствами автоматики и телемеханики при выполнении операций приема, отправления и пропуска поездов: Методическое пособие, страница 5

При АБ поезда со станции отправляются по разрешающему показанию выходного сигнала, управляемому ДСП. Открыть выходной сигнал можно при условии, что впереди свободен не менее чем один блок-участок.

Применяются, а основном, следующие системы АБ: двухпутная  односторонняя – при движении поездов по каждому пути перегона только в одном направлении; двухпутная двусторонняя – при движении поездов в обеих направлениях по каждому пути  и однопутная двухсторонняя – при движении поездов в обоих направлениях.   

При однопутной АБ и двухпутной двухсторонней на перегонах устанавливается направление движения поездов. Светофоры через электрозамыкающее устройство АБ (ЭЗУАБ) включены только в установленном направлении, во встречном выключены. После движения поездов в одном направлении установить встречное направление можно только при свободном перегоне. Аппараты управления сигналами оборудованы рукоятками смены направлений (РСН). Установленное направление на отправление (О) поездов со станции контролируется горящей зеленой лампой, па прием (П) – желтой. Занятость перегона контролируется горящей красной лампой КП. Последовательность действии ДСП по приему-отправлению поездов зависит от установленного направления движения по перегону на момент отправления поезда. 

Пример 3. На рисунке 7 при отправлении поезда со станции Мельниково на станцию Бартенево на исходный момент установленное направление могло быть:

1 На отправление поездов (РСН в положении О, горит зеленая лампа). ДСП ст. Мельниково, независимо от свободности перегона в целом (лампа КП может гореть красным огнем), готовит маршрут отправления поезду, проверяет правильность его приготовления, открывает выходной сигнал (он откроется, если впереди свободен не менее чем один блок-участок), и поезд отправляется. На станцию Бартенево по телефону сообщается время отправления поезда.

2 На прием поездов (РСН в положении П, горит желтая лампа). В этом случае ДСП станции Мельниково убеждается по настольному журналу и аппарату в свободности перегона (КП не горит). По телефону запрашивает у ДСП станции Бартенево согласие на установление направления движения поездов со станции Мельниково. Получив согласие, устанавливает РСН в положение О. После того, как ДСП станции Бартенево установит на аппарате РСН в положение П, на станции Мельниково загорится зеленая лампа, а на станции Бартенево одновременно – желтая. Дальнейшие действия ДСП станции Мельниково аналогичны, как и в 1. После открытия выходного сигнала на аппаратах обеих станций загорается красная лампа КП.

ДСП станции Бартенево, получив по телефону сообщение о времени отправления поездов со станции Мельниково, принимает меры к своевременному приему его на станцию.

При отправлении поездов со станции Бартенево выполняются аналогичные действия, приведенные в 1 и 2 и движение поездов устанавливается в направлении от Бартенево до Мельниково, (см. рисунок 7).

 


Рисунок 7 – Принципиальная схема однопутной автоматической блокировки

При кнопочном варианте смена направления движения перегон Соковичи–Васильево, при свободном перегоне производится путем нажатия кнопки смены направлений (КСН) на станции отправляющей поезд.           

При двухпутных АБ действия ДСП аналогичны, как и в 1.

2.2 Диспетчерская централизация

Диспетчерская централизация (ДЦ) представляет собой сочетание АБ на перегонах и ЭЦ станций участка. ДЦ применяется для управления и контроля движения поездов, как правило, на однопутных участках дороги из одного пункта и одним лицом – диспетчером (ДНЦ). ДНЦ сам переводит стрелки и открывает сигналы на всех станциях участка, включенных в ДЦ, без участия ДСП промежуточных станций.

В лаборатории ДЦ оборудованы станции и перегоны Бартенево – Веденисово – Бородино – Сыромятниково, входящие в третий диспетчерский круг. Пульт-табло ДЦ с маршрутным управлением стрелками и сигналами приведено на рисунке 8.

На панели пульта-табло для каждого раздельного пункта установлены следующие кнопки управления: