Расчет плана формирования одногруппных поездов (Глава 21 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 5

21.4. Метод совмещенных аналитических сопоставлений

Автором метода совмещенных аналитических сопоставлений является д-р техн. наук, проф. К. А. Бернгард. Он развил и усовершенствовал метод аналитических сопоставлений проф. И. И. Васильева, в результате чего на основе относительно небольших по объему вычислений можно найти достаточно хороший вариант плана формирования.

Сущность метода заключается в последовательном отборе наиболее выгодных назначений плана формирования. Достигается это на основе построения и последовательной корректировки графика назначений, который представляет собой схему всех возможных маршрутов следования сквозных одногруппных поездов с проставлением на ней для каждого назначения максимально возможных размеров вагонопотоков. График назначений удобнее всего составлять на основе ступенчатого совмещенного графика вагонопотоков. Последний до этого анализируется с целью выявления струй вагонопотоков, удовлетворяющих общему достаточному условию. Однострунные назначения (не имеющие более дальних струй для своего усиления), удовлетворяющие общему достаточному условию, в график назначений не включаются, а сразу выделяются в оптимальный план формирования. Многоструйные назначения, отвечающие общему достаточному условию, остаются в графике назначения для определения струй, которые вольются в эти мощные назначения.

На графике для каждого назначения слева указывается мощность вагонопотока, который берется из ступенчатого графика с включением в это назначение, кроме базовых, всех более дальних струй. Для удобства расчетов под каждой опорной станцией записывается экономия приведенных вагоно-часов от проследования без переработки вагонов данного назначения NpqTэкi, справа - суммарные вагоно-часы экономии по всем станциям за вычетом затрат на накопление:

.

После построения графика назначений и указанных выше расчетов находят исходное назначение, в качестве которого принимается назначение с наибольшей экономией приведенных вагоно-часов. Если оно единственное, дающее экономию приведенных вагоно-часов, его включают в оптимальный план формирования и на этом расчет прекращается. При нескольких сквозных назначениях с экономией приведенных вагоно-часов последовательно проверяется необходимость замены исходного назначения:

одним из более дальних, удовлетворяющих по отношению к исходному достаточному условию. При наличии нескольких таких назначений к рассмотрению принимается наиболее дальнее;

двумя или несколькими более короткими (соприкасающимися) назначениями, общий путь которых совпадает с рассматриваемым назначением или превышает его на один участок в одну или другую сторону и в обе стороны;

сдвинутым на один участок в одну или другую сторону.

Проверка заключается в сопоставлении экономии вагоно-часов для исходного назначения и рассматриваемой альтернативной схемы. Для включения в оптимальный вариант плана формирования из схемы с наибольшей экономией вагоно-часов выбирается назначение в графике назначений, расположенное выше других. Если при проверке не выявляется более выгодное назначение, оптимальным признается исходное.

После отбора оптимального назначения корректируется график назначений: из него исключаются вагонопотоки, вошедшие в отобранное назначение на всем пути его следования. Для оставшихся вагонопотоков составляют откорректированный график назначений, по нему определяют новое исходное назначение и следующее оптимальное, руководствуясь выше изложенными правилами. Такая последовательность расчетов сохраняется до тех пор, пока в откорректированных графиках будут оставаться назначения, удовлетворяющие необходимому условию.

Пример. Схема направления А—Д, вагонопотоки и расчетные нормы приведены в верхней части рис. 21.5. Требуется рассчитать план формирования одногруппных поездов.

Рис. 21.5. Исходные данные и график назначений при расчете плана формирования методом совмещенных аналитических сопоставлений

Решение. Проверяем одноструйное назначение А-Д на выполнение общего достаточного условия: 120-4 = 480 < 550, т.е. условие не выполняется и назначение А-Д остается для включения в график назначений.