Впервые вопрос об использовании фактора времени в качестве критерия при установлении назначений поездов был поставлен А. Н. Фроловым в 1910 г. Позднее, в 1913 г. А. Н. Фролов предложил в расчетах специализации поездов оценивать варианты в денежном выражении, считая оптимальным тот вариант, который обеспечивает наименьшие расходы по вагоно- и локомотиво-часам маневровой работы. Однако тогда эти предложения не получили поддержки.
Начиная с 1926 г. по предложению проф. И. И. Васильева экономия времени (вагоно-часов) становится основным критерием в расчетах по установлению назначений поездов, формируемых на технических станциях. Он же считается автором первого метода расчета плана формирования - метода аналитических сопоставлений. Основные положения метода были разработаны еще в 1927 г., позже они изменялись и корректировались. Лишь в 1941 г. автором опубликованы положения метода для возможного практического применения. Однако и эти положения позже (в 1944-1946 гг.) были подвергнуты корректировке.
Метод аналитических сопоставлений послужил основой для создания и развития целого ряда различных методов расчета, объединенных единым положением: оптимальные или близкие к нему варианты выявляются на основе определенных процедур последовательного приближения к лучшему варианту. Совокупность этих методов получила название аналитических методов.
Другое направление составляют методы, основанные на сравнении показателей всех возможных или определенным образом отобранных вариантов. Основным представителем второго направления является проф. А. П. Петров-автор метода абсолютного расчета, получившего наибольшее распространение. В 1944 г. этот метод был принят в качестве основного и в течение ряда лет использовался для расчетов плана формирования. Несмотря на ряд преимуществ, метод абсолютного расчета дальнейшего развития и распространения не получил из-за ограниченности сферы применения -не более шести-восьми станций на полигоне.
Напротив, аналитические методы развивались весьма интенсивно. Авторами их являются д-ра техн. наук К. А. Бернгард, А. К. Угрюмов, Л. П. Тулупов, В. М. Акулиничев, канд. техн. наук С. Г. Стопчиев, В. А. Покавкин и др. В настоящее время расчеты сетевого плана формирования осуществляются на ЭВМ по методике, разработанной проф. С. В.Дуваляном.
Следует отметить, что ни один из аналитических методов при большом числе станций на полигоне не гарантирует нахождение оптимального плана формирования. В результате расчета получается, как правило, план формирования близкий по показателям к оптимальному. Вместе с тем нахождение даже такого приближенного решения встречает большие трудности, связанные с многовариантностью задачи.
Число возможных вариантов плана формирования зависит от числа сквозных назначений на направлении. При четырех станциях число сквозных назначений равно трем. Это струи с первой станции на третью и четвертую, а также со второй на четвертую. Для направления с пятью станциями число сквозных струй составляет шесть, с шесть -десять, для к станции . Число вариантов плана формирования определяется по формуле
.
Для направления с четырьмя станциями получается восемь вариантов плана формирования, с пятью станциями - 64, с шестью -1024, с семью-32 678, а с восемью -2091392 и т. д. И это при объединении лишь смежных струй, без вариантов слияния несмежных.
Сущность метода абсолютного расчета заключается в следующем.
1. Расчет производится для всех практически возможных к осуществлению вариантов. По каждому из них делается подсчет затрат вагоно-часов на накопление и переработку вагонов. Подсчитывается также число перерабатываемых на всех технических станциях направления транзитных вагонов.
2. Рассматриваемый метод позволяет оценить все варианты плана. При невозможности принять наивыгоднейший вариант (например, при недостатке сортировочных путей на какой-либо опорной станции) можно легко найти другой вариант, близкий к нему по итогам.
3. Для подсчета показателей вариантов плана формирования пользуются специально разработанными расчетными табличками, сведенными в определенном порядке в расчетную ведомость.
4. Расчет осуществляется в два этапа: вначале рассчитывается план формирования для опорных сортировочных станций, затем - для участковых, расположенных между каждой парой смежных опорных станций.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.