Расчет плана формирования одногруппных поездов (Глава 21 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 2

Использование выражения в качестве общего достаточного условия позволяет найти такое минимальное значение вагонопотока, при котором его уже нужно обязательно выделять в самостоятельное назначение. Такие вагонопотоки могут объединяться с более дальними назначениями, т.е. усиливаться за их счет, но сами не могут быть использованы для усиления других (более коротких) назначений. Исключением может быть случай, когда на станции отсутствует путь для накопления данного назначения.

Пример. Установить на основе данных рис. 21.3: какие струи обязательно войдут в оптимальный вариант плана формирования и какие струи не могут быть выделены в самостоятельные назначения.

Рис.21.3. Диаграмма вагонопотоков на направлении А-Д

Решение. На основе проверки выполнения общего достаточного условия находим, что этому условию удовлетворяют лишь струя А-Г мощностью 130 вагонов ( 130• 4>500) поэтому назначение А-Г обязательно будет в оптимальном варианте плана.

Проверяем выполнение необходимого условия для всех оставшихся струй. Для струи А-Д оно не выполняется: 20(6 + 4 + + 5) < 500. Поскольку это назначение не может быть усилено за счет других, оно будет включено в назначения А-Г или Б-Д.

Для струи А-В необходимое условие также не выполняется: (50 • 6 < 500). Усилить его можно за счет струй А-Д и А-Г. Но последняя отвечает требованиям общего достаточного условия и поэтому не может быть использована для усиления других. Объединение же струй А-В и А-Д не приводит к выполнению необходимого условия: (50 + 20)6 < 500. Поэтому вагонопоток А-В должен быть объединен с участковым потоком А—Б.

Струя Б- Д без усиления другими вагонопотоками удовлетворяет необходимому условию и поэтому имеет право на выделение в самостоятельное назначение (после обоснования специальными методами). Струя Б-Г без усиления не отвечает необходимому условию, но может быть усилена за счет вагонопотоков Б-Д и А-Д. Поэтому назначение Б-Г остается в качестве возможного конкурентоспособного варианта объединения струй. Аналогично положение с назначением В-Д, которое после усиления может быть выделено в качестве самостоятельного.

Таким образом, в оптимальном варианте плана формирования обязательно будет назначение л-Г. В качестве возможных многоструйных сквозных должны быть рассмотрены назначения Б-Д, Б-Г, В-Д. В оптимальный вариант их включают с помощью специальных методов расчета.

Рассмотренные исходные данные— приведенные часы и вагоно-часы экономии при проследовании вагонов через станции без переработки, затраты вагоно-часов на накопление составов - являются основой для расчетов оптимального плана формирования одногруппных поездов на выделенном полигоне сети или на сети железных дорог в целом.

21.2. Учет ограничений по путевому развитию и мощности станций

При разработке плана формирования поездов необходимо учитывать технические возможности станций по выполнению сортировочной работы. Эти возможности определяются наличием определенного числа сортировочных путей и допустимым объемом перерабатываемого вагонопотока.

Следует учитывать наличие зависимости между числом выделяемых на данной станции назначений и допустимым объемом переработки. Под допустимым объемом переработки понимается среднее число вагонов с учетом суточных и сезонных колебаний вагонопотока, которые могут быть переработаны на станции с высоким уровнем надежности ее функционирования по приему поездов. Этот уровень обычно принимается равным 0,95-0,97.

Например, если на станцию поступает в среднем 100 поездов в сутки, то технические средства станции должны обеспечить беспрепятственный прием 95-97 поездов. Однако станции должны обеспечивать прием без задержек всех прибывающих поездов. Доведение уровня беспрепятственного приема поездов до единицы обеспечивается действиями поездных, станционных и маневровых диспетчеров, дежурных по станции. В периоды максимального прибытия поездов они должны принимать различные оперативные меры - чередование подвода к станции транзитных и разборочных поездов, перераспределение маневровых средств на станции, повышение темпа расформирования в определенные периоды и др.

Чем больше число выделяемых на станции назначений, тем меньше допустимый объем переработки. Это соотношение легко установить из следующего примера.