Основы управления вагонопотоками. Постановка задачи об оптимальном распределении объема сортировочной работы между станциями, страница 2

На рисунке 19.2 представлена условная схема двух железных дорог А и Б. На дороге А имеются сортировочные станции 1, 2 ... 6, на дороге Б – 37, 38, 39, 40, которые включаются в расчет плана формирования сети железных дорог. Струя вагонопотока со станции 5 на станцию 38 включает вагоны, погруженные на участках 3–5 и 4–5 дороги А и следующие под выгрузку на участки 38–39 и 38–40 дороги Б. Этот вагонопоток составляет определенную долю от общей погрузки дороги А на дорогу Б и является эталоном струи вагонопотока :

Рисунок 19.2 – Условная схема двух железных дорог

Обычно производственные связи между предприятиями носят устойчивый характер, устойчивы и струи вагонопотоков. Поэтому, зная значение Э5,38 за прошедший период, можно с достаточной точностью определить струю вагонопотока и на предстоящий плановый период:

где  – погрузка с дороги А на дорогу Б в предстоящий плановый период.

Например, среднесуточная погрузка с железной дороги А на железную дорогу Б за прошедший год составила 3200 вагонов/сут, а вагонопоток с сортировочной станции 5 на сортировочную станцию 35 – 480 вагонов/сут. Тогда Э5,38  = 480/3200 = 0,15. Плановая погрузка на предстоящий период  = 3400 вагонов/сут, а плановый вагонопоток  = 3400·0,15 = 510 вагонов/сут.

Аналогично определяются и значения других струй вагонопотоков.

Важно своевременно обновлять эталоны распределения вагонопотоков (лучше ежегодно), что вполне реально при автоматизированной обработке данных дорожных ведомостей о фактически исполненных маршрутах следования груженых вагонопотоков.

Для расчета плана формирования необходимо правильно выбрать направление вагонопотоков. При наличии нескольких параллельных железнодорожных линий вагонопотоки между ними распределяют на основе технико-экономической оценки. Экономически эффективный путь следования вагонопотоков определяется по сумме эксплуатационных расходов на продвижение поездов, а также их формирование и переформирование в пути следования.

Для сети в целом и каждой дороги составляют картосхемы эксплуатационных расходов, на которых указывают расходы для пропуска поезда по каждому участку (рисунок 19.3). Складывая расходы по участкам между станциями 1 и 6, можно определить, какой из путей направления вагонопотока более эффективен. Так, при следовании со станции 1 на станцию 6 через станции 4 и 5 расходы составят 500 + 302 + 401 = 1203 руб./вагон, а через станции 2 и 3 – 320 + 480 + 365 = 1165 руб./вагон, значит последний маршрут более эффективен и при наличии возможностей по пропускной способности сюда можно отклонять вагонопотоки с параллельной линии.

Рисунок 19.3 – Фрагмент картосхемы

На практике вагонопотоки далеко не всегда направляют по кратчайшим направлениям. Часто более эффективно следование вагонов по параллельным технически высоко оснащенным магистралям. Обычно вагонопотоки отклоняют на двухпутные электрифицированные линии, оборудованные автоматической блокировкой, электрической централизацией стрелок и сигналов на станциях.

Результатом расчетов струй вагонопотоков являются «шахматки» корреспонденции вагонопотоков между выделенными для расчета плана формирования станциями, которые подобны «шахматке» междорожных корреспонденции (см. таблицу 19.1), только вместо наименований железных дорог записываются наименования станций. Струи вагонопотоков с учетом выбранного маршрута следования можно представлять в виде ступенчатых графиков вагонопотоков (рисунок 19.4).

Совмещенный график более компактен при том же объеме информации, образуется он в результате совмещения поструйных графиков для каждой станции (накладки их друг на друга). При этом каждая горизонтальная полоса совмещенного графика содержит сведения о мощности вагонопотоков назначением на одну станцию (одноконечные струи). По вертикали под каждой станцией записаны мощности одноначальных струй.

Рисунок 19.4 – Ступенчатый график вагонопотоков: а – поструйный; б – совмещенный

В процессе расчетов струи вагонопотоков могут объединяться, в результате образуются многоструйные назначения. Пунктом назначения такого объединения является станция назначения самой короткой струи. Часто вместо термина «объединение» употребляют термин «усиление». При этом всегда усиливается самая короткая из объединенных струй.