Оперативное планирование, учет и анализ работы станций (Глава 13 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 5

К транзитным вагонам без переработки относятся: вагоны транзитных поездов, которые проследовали станцию без маневровой работы; вагоны основного ядра групповых поездов; вагоны двухгруппных поездов с постоянной массой групп; вагоны поездов, следующих через узел с изменением направления следования, когда производится только постановка хвостового вагона; порожние вагоны, вышедшие с новостройки или ожидающие сдачи на новостройку в организованном составе; вагоны поездов, задержанных продвижением по переадресовке и др.

К местным относятся вагоны, находящиеся на станции, с которыми выполняются операции погрузки, выгрузки, сортировки, перегрузки по техническим и коммерческим неисправностям, перевалки грузов с воды или на воду и перегрузки на другую колею; груженые вагоны, принятые с новостроек и заграничных дорог или ожидающие сдачи на новостройки и заграничные дороги; вагоны других министерств и ведомств при выходе на эксплуатируемую сеть (только с разрешения МПС) или при сдаче на подъездной путь в груженом состоянии. Остальные вагоны, поступающие на станцию в разборочных поездах своего формирования, составляют транзитный вагонопоток с переработкой.

Средний простой вагонов по станции, ч, определяется:

для транзитных вагонов, следующих без переработки,

где  – средние значения простоя и число вагонов по отдельным направлениям;

для перерабатываемых транзитных вагонов

, где – средние значения простоя вагонов различных направлений; – число перерабатываемых транзитных вагонов по направлениям.

Средневзвешенная величина простоя для всех транзитных вагонов, ч:

Эта величина как средневзвешенная по отделению или дороге входит во второй элемент расчетной формулы оборота вагона, сут:

Расчет норм простоя местных вагонов при сдвоенных и одной грузовых операциях, ч, определяется:

где – суммы вагоно-часов простоя местных вагонов с двумя и одной грузовыми операциями; соответственно число этих вагонов.

Средний простой одного местного вагона на станции, ч:

Общестанционный простой местного вагона, приходящийся на одну грузовую операцию, ч:

или

Эта величина как средневзвешенная по отделению или дороге входит в третий элемент расчетной формулы оборота вагона.

Учет погрузки и выгрузки на станциях дорог ведется ежесуточно по состоянию на 18 ч. Единицей учета погрузки и выгрузки грузов является физический вагон. В соответствии с планом перевозок погрузка общая и отдельных грузов учитывается также в тоннах по массе, указанной в грузовых документах.

Учет погрузки на станциях ведется в ведомостях номерного учета вагонов ежесуточно, и на их основе составляются следующие отчеты: о грузовой работе по форме ГО-1 за сутки; о породовой погрузке по форме ГО-2 за сутки, 10 дней, 20 дней и месяц; о погрузке по дорогам назначения по форме ГО-3, по общей погрузке за сутки, пятидневку и месяц; о погрузке экспортных грузов по форме ГО-4 за сутки; о выполнении плана погрузки импортных грузов по форме ГО-5 (по пограничным и припортовым станциям) по пятидневкам, нарастающим итогом с начала месяца; о выполнении плана погрузки экспортных грузов по форме ГО-6 за месяц. Все перечисленные отчеты станции представляют в отделения дорог.

Учет простоя грузовых вагонов на станции ведется номерным и безномерным способами. Номерной способ учета применяется на станциях с общим вагонооборотом менее 50 вагонов в сутки. Учет ведется по книге формы ДУ-8, в которой простой каждого вагона отмечается со времени его прибытия на станцию до времени отправления.

Результаты простоя, ч, определяются по убывшим вагонам отдельно для местных и транзитных:

где В – сумма вагоно-часов простоя всех отправленных вагонов; У – число отправленных (убывших) вагонов.

Безномерной способ учета применяется на станциях с вагонооборотом 50 вагонов в сутки и более. Средний простой вагонов, ч, каждой категории:

где (n + у) число прибывших и убывших вагонов.