Оперативное планирование, учет и анализ работы станций (Глава 13 учебного пособия по курсу «Управление эксплуатационной работой железных дорог и качеством перевозок»), страница 4


Автоматизированная система оперативного планирования работы сортировочной станции включает телеграфную информационную связь, устройства записи и хранения информации, ЭВМ дорожного или узлового вычислительного центра, комплекс алгоритмов и типовых машинных программ для расчетов планов работы и других данных по работе станции.

Для планирования поездообразования используется АСУ СС. При этом в ЭВМ необходимо ввести на начало разработки плана начальное состояние парков, сведения о подводе поездов и условно постоянную информацию, характеризующую технические и технологические параметры станции. Сведения о подводе поездов и начальном состоянии станции являются переменными (изменяются при каждом расчете плана). В расчетах используется нормативно-справочная и оперативная информация.

Нормативно-справочная информация содержит:

назначения плана формирования поездов и шифры ЕСР станций, включаемые в каждое из этих назначений;

график отправления поездов, нормы массы и длины составов;

технологические нормы времени на выполнение операции по обработке поездов и вагонов, на расформирование, окончание формирования составов, подачу, уборку вагонов и т.д.;

характеристику путевого развития станций (шифры парков, число и специализацию путей и т.п.);

технологические нормы на работу поездных локомотивов и бригад;

другие данные, характеризующие местные условия станции.

Переменная информация (рис. 13.3) о составах прибывающих поездов (макет 01, 02, 09) поступает со станций, расположенных в зоне передачи информации, а также из отделения дороги (макеты 10-16) о подходе поездов и локомотивов, о начальном состоянии парков станции на начало периода планирования и о местной работе (20-23, 30, 31). Сведения об имеющемся числе локомотивов, сроках их готовности и о локомотивных бригадах к началу периода планирования передаются из депо по макетам 25-27 оператором дежурного по депо. Рассчитанный в АСУ СС план работы станции передается ДСП, в отделение дороги не позднее чем за 20 мин до начала периода планирования. В сменном задании указывают: число перерабатываемых и транзитных поездов, которые должны быть приняты за смену (12 ч), число поездов своего формирования и транзитных, которые должны быть отправлены по каждому направлению, задания по отправлению порожних вагонов, размеры погрузки, выгрузки и др. Из отделения дороги передается также задание на сутки.


Рисунок 13.3 – Схема входных и выходных данных при текущем планировании

Суточный и сменный планы-задания передаются начальнику станции в форме диспетчерского приказа начальника отделения не позднее чем за час до начала планируемого периода. Начальник станции или его заместитель на основании сменного плана-задания разрабатывает сменный план работы станции (односторонней) или планы работы сортировочных систем (двусторонние станции). ДСЦ доводит сменный план до других командиров и работников смены и организует его выполнение на основании оперативных планов по 3-4-часовым периодам и принимаемых мер оперативного регулирования.

13.3. Основные показатели, учет и анализ работы станций

К основным показателям работы станции относятся: погрузка (в вагонах); простой вагонов (транзитных, местных и на одну грузовую операцию); наличие вагонов на станции; вагонооборот; процент выполнения графика движения поездов по отправлению со станций всех категорий поездов; число принятых и отправленных поездов и вагонов; себестоимость и прибыль; производительность труда и др.

Простой вагонов на станции – время нахождения их на станции от прибытия до отправления. При подведении итогов работы станции за сутки рассчитывают простои вагонов отдельно для местных вагонов, транзитных без переработки и транзитных с переработкой. Наряду с простоем местного вагона на станции определяется простой местного вагона, приходящийся на одну грузовую операцию.