3 Технико-экономическая оценка мероприятий по совершенствованию ТЭО
3.1 Выбор формы ТЭО при организации завоза и вывоза грузов
3.1.1 Содержание и формы транспортно-экспедиционной деятельности при завозе и вывозе грузов
В состав ТЭД при завозе и вывозе грузов входят следующие операции:
1) основные (прием груза на складе клиента, доставка на терминал, сдача груза станции, порту или пристани (тоже в обратном направлении), раскредитование и визирование перевозочных документов, оплата стоимости услуг по перевозке и дополнительным сборам и др.);
2) дополнительные – выполняются в зависимости от условий работы и возможностей экспедитора (транспортная маркировка грузов, укрупнение мелких отправок, краткосрочное хранение на собственных или арендованных складах и др.).
При организации завоза и вывоза грузов можно выделить две формы ТЭО:
- централизованная;
- децентрализованная.
Децентрализованная форма ТЭО подразумевает, что завоз, вывоз и все вспомогательные операции выполняются самими грузоотправителями и грузополучателями своим или арендованным подвижным составом. Использование подвижного состава на линии и организация транспортного процесса при такой форме ТЭО полностью зависят от требований заказчика. Однако децентрализованная форма организации работы приводит к низкому использованию автомобильного подвижного состава, содержанию значительного количества грузчиков и экспедиторов, возникновению больших непроизводственных затрат.
При централизованной форме ТЭО перевозки могут выполняться автомобильным подвижным составом одного или нескольких транспортных предприятий (АТП) с ТЭО грузоотправителей и грузополучателей. Перевозки при этом выполняются в соответствии с заключенным договором по согласованным графикам, а также со строгим соблюдением обязанностей между клиентурой и экспедитором.
Централизованная форма ТЭО позволяет:
- повысить степень механизации погрузочно-разгрузочных работ;
- сократить штат грузчиков и экспедиторов;
- создать условия для развития прогрессивных способов перевозки грузов (контейнерных, пакетных и др.);
- увеличить использование грузоподъемности автомобилей за счет укрупнения размера партий грузов;
- повысить коэффициент использования пробега автомобилей за счет взаимной увязки перевозок при оперативном планировании;
- снизить простой под погрузкой (разгрузкой) за счет применения согласованных графиков перевозок;
- ускорить доставку грузов;
- сократить сроки хранения грузов;
- уменьшить количество перевалок грузов в процессе их доставки.
Т.о., повышается производительность подвижного состава, труда, снижается себестоимость перевозок автотранспортом, сокращаются материальные и трудовые затраты.
Наиболее развитыми сейчас являются три варианта организации централизованного ТЭО предприятий и организаций: автомобильный, железнодорожный и смешанный (автомобильно-железнодорожный).
Автомобильная транспортная экспедиция при завозе и вывозе грузов с транспортных узлов предполагает выполнение АТП централизованного завоза и вывоза грузов с транспортных узлов и экспедиционного обслуживания. При этом в АТП создается транспортно-экспедиционная служба, а на предприятии магистрального вида транспорта – отделение этой службы.
При железнодорожной транспортной экспедиции все транспорно-экспедиционные операции выполняются только структурными подразделениями магистрального транспорта, так как железнодорожный транспорт имеет в своем распоряжении все необходимые технические средства: склады, средства механизации погрузочно-разгрузочных работ, собственный подвижной состав, автотранспорт, средства связи и оперативной информации. Завоз и вывоз, экспедиционное обслуживание осуществляется железнодорожными станциями и другими железнодорожными подразделениями, которые имеют собственный автомобильный подвижной состав.
Смешанная форма экспедиции с участием структур магистрального транспорта и автомобильного транспорта характеризуется тем, что транспортно-экспедиторские функции осуществляются транспортно-экспедиционной службой магистрального вида транспорта, а доставка грузов, сопровождение, прием и сдача у клиентов – АТП на договорных началах с предприятием магистрального транспорта.
3.1.2 Расчет потребного количества автомобилей
Рассчитаем количество автомобилей для завоза и вывоза грузов по децентрализованному и централизованному варианту. Данный расчет выполним для вывоза навалочных грузов и завоза и вывоза тарноупаковочных грузов (ТУГ).
При децентрализованном варианте ТЭО автотранспорт работает по следующей схеме (рисунок 3.1).
а) б)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.