Выбор формы транспортно-экспедиционного обслуживания при организации завоза и вывоза грузов, страница 5

3.1.4 Выбор варианта централизованного ТЭО при завозе и вывозе грузов

3.1.4.1 Организационно-технологическое сравнение вариантов

Основой для организационно-технологического сравнения вариантов выполнения транспортно-экспедиционных операций и перевозочного процесса при смешанных перевозках грузов является количество необходимых договорных связей и передач грузов между различными транспортными предприятиями и подразделениями.

Ниже приведены схемы транспортно-экспедиционного обслуживания по количеству передач груза и договорных связей при завозе и вывозе грузов для указанных трех вариантов организации централизованного ТЭО. На схемах приняты следующие обозначения: О - отправитель; П – получатель; Эж – железнодорожная служба экспедиции; А – автомобильный подвижной состав; Эа – служба экспедиции АТП; Со – станция отправления; Сн – станция назначения; скобки – договорные связи; цифры над линиями я скобками – нумерация соответственно передач груза и договорных связей; N – количество передач груза или договорных связей.

Экспедиционное обслуживание при завозе и вывозе грузов с железнодорожных станций и терминалов по числу передач груза характеризуется следующими схемами:

а) автомобильный вариант

О → Эа → А→ Эа → Со → Сн → Эа → А → Эа → П; N = 4;

б) железнодорожный вариант

О → Эж → А→ Эж → Со → Сн → Эж → А → Эж → П; N = 4;

в) автомобильно-железнодорожный вариант

О → Эж → А→ Эж → Со → Сн → Эж → А → Эж → П; N = 8.

Экспедиционное обслуживание при завозе и вывозе грузов по количеству договорных связей характеризуется следующими схемами:

а) автомобильный вариант

О → Эа → Со → Сн → Эа → П; N = 5;

б) железнодорожный вариант

О → Эж → Со → Сн → Эж → П; N = 3;

в) автомобильно-железнодорожный вариант

О → Эж → А→ Эж → Со → Сн → Эж → А → Эж → П; N = 5.

Вывод. Сравнение технологичности автомобильного, железнодорожного и автомобильно-железнодорожного вариантов показывает преимущество первых двух, связанное с исключением дублирования экспедиционных функций транспортными предприятиями, в более рациональном планировании работы автомобилей, уменьшении количества договорных связей и числа межведомственных передач груза. Таким образом, с технологической стороны среди централизованных  вариантов транспортной экспедиции наиболее предпочтительными являются автомобильный и железнодорожный варианты ТЭО.

3.1.4.2 Оценка экономической эффективности вариантов организации ТЭО

Сравнение экономической эффективности вариантов организации ТЭО включает в себя определение капитальных вложений, эксплуатационных расходов и годовых приведенных затрат.

Размер капитальных вложений на развитие ТЭО зависит от количества и стоимости технических средств и сооружений, необходимых для выполнения полного комплекса работ по доставке грузов при их завозе (вывозе) на железнодорожные терминалы.

Капитальные вложения, связанные с выполнением транспортно-экспедиционных услуг, включают в себя капитальные вложения в слады Кскл, погрузочно-разгрузочные механизмы КПРМ, автомобили Кавт, гаражи Кгар, диспетчерские пункты Кдп

                                             .                                (3.15)

Для сравнения вариантов достаточно произвести расчеты по изменяющимся составляющим общих затрат. При сравнении автомобильного и железнодорожного вариантов принимаются равными капитальные вложения в склады, и погрузочно-разгрузочные механизмы. Капитальные вложения в сооружение диспетчерского пункта по железнодорожному варианту отсутствуют, так как для  этого используются имеющиеся помещения.

Таким образом, капитальные вложения по железнодорожному варианту организации ТЭО

                                                      .                                                  (3.16)