3.1. Литая конструкция
Для изготовления корпусных деталей используют чугун, реже сталь и лёгкие сплавы. Корпусные детали состоят из стенок, рёбер, приливов, в том числе платиков и бобышек, фланцев, а также болтов или винтов различного назначения, устройства для контроля, заливки и слива масла и других элементов. Для облегчения формовки рёбра на крышке располагают снаружи.
Верх крышки делают горизонтальным, что упрощает обработку платика и позволяет использовать его как монтажную базу. Проушины для строповки отливают вместе с крышкой. Крышку с корпусом соединяют винтами, ввертываемыми в гнёзда, нарезаемые непосредственно в корпусе. Фундаментные болты располагают в выемках корпуса так, чтобы лапы не выступали за габариты корпуса. На рис. 19 приведено изображение корпуса цилиндрического редуктора с внутренними рёбрами.
Рис. 19. Корпус литого редуктора
Конфигурация и размеры элементов корпусных деталей приведены на рис. 20.
Рис. 20. Элементы корпусных деталей
При конструировании корпусов должны быть выполнены следующие технические требования:
1)форма и размеры корпусных деталей должны соответствовать технологии изготовления;
2)все поверхности корпусов и крышек деталей, контактирующие с другими деталями, должны быть обработаны (разъём, основание, подшипниковая расточка, цековка и др.); для ограничения обрабатываемой поверхности выполняют приливы (платики и бобышки);
3)недопустима постановка прокладок в разъём (течь предотвращают покрытием пастой «Герметик»);
4)обязательна окраска необработанных поверхностей.
Толщину стенки корпуса 1 (рис. 20), отвечающую требованиям технологии литья и необходимой жёсткости конструкции, определяют по эмпирической зависимости:
мм, (17)
где Ттх — крутящий момент на тихоходном валу редуктора, Н×м.
Толщина стенок сварного корпуса
dсв = 0,8d ≥ 6 мм. (18)
Толщина стенки крышки 2 корпуса (рис. 20)
d1 = 0,9d ³ 6 мм. (19)
Для соединения корпуса и крышки по всему контуру плоскости разъёма проектируют специальные фланцы 3 – снаружи крышки и 4 – внутри корпуса (рис. 20). Плоскость разъёма 5 фрезеруют и шлифуют для обеспечения высокого класса шероховатости (Rz = 6,3 мкм), необходимого для точной посадки подшипников в корпус. По этой же причине в разъём прокладки не ставят.
Ширину фланца корпуса и крышки назначают в зависимости от диаметра стяжных винтов, рассчитываемого по эмпирической зависимости:
, (20)
где Ттх — крутящий момент на тихоходном валу редуктора, Н×м.
Также может быть использована зависимость dc = 1,5d. Толщина фланцев hс≥ 1,5 dс. Стяжные винты скрепляют корпус и крышку и обеспечивают герметичность внутренней полости и точность установки подшипников. Винты используют с наружной шестигранной головкой или с цилиндрической головкой, снабжённой внутренним шестигранником, что предпочтительнее.
Ширина фланцев bс складывается из толщины стенки d и расстояния от стенки до края фланца Kс. Расстояние от края фланца до оси отверстия Сс = 0,5 Kс. Для болтов с цилиндрической головкой Kс = (2,1...2,2) dc. Размеры Kс и Сс для болтов с шестигранной головкой, позволяющие без помех использовать гаечные ключи, приведены в табл. 8.
Таблица 8. Размеры элементов для размещения болтов, мм
Размер |
Диаметр болта |
||||||
8 |
10 |
12 |
14 |
16 |
18 |
20 |
|
Диаметр отверстия под стяжной болт dос |
9 |
11 |
13 |
15 |
18 |
20 |
22 |
Глубина завинчивания в чугунный корпус h2 |
12 |
15 |
18 |
21 |
24 |
27 |
30 |
Глубина сверления h3 |
20 |
25 |
30 |
35 |
40 |
45 |
50 |
Диаметр отверстия под фундаментный болт dоф |
- |
12 |
14 |
17 |
19 |
21 |
24 |
Ширина фланца для шестигранных головок b6 |
24 |
28 |
33 |
36 |
39 |
44 |
48 |
Расстояние от края фланца до оси отверстия C |
13 |
16 |
18 |
19 |
21 |
23 |
25 |
Диаметр цековки dц |
15 |
18 |
22 |
25 |
28 |
30 |
35 |
Глубина цековки hц |
1 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
2 |
2 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.