Конструирование валов. Конструктивные элементы корпуса. Конструирование деталей передач, страница 4

Переход от цилиндра к торцу переходного сечения снабжён галтелью радиуса rг = 1 мм (табл. 6). Принята на хвостовике шпонка с размерами  b ´ h ´t1 ´t2 = 8 ´ 7 ´ 4 ´ 3,3 (ширина ´ высота ´ глубина паза вала ´ глубина паза ступицы) [11] длиной l  = 36 мм по ГОСТ 23360. Шпонку, которую ставят в паз вала с небольшим натягом, при ремонте не удаляют из паза во избежание развальцовки отверстия. На хвостовик надевается полумуфта до упора шейки. Для закрепления полумуфты на валу принята шайба концевая с наружным диаметром D = 32 мм с креплением одним винтом 7019-0622 ГОСТ 14734-69 [8, с. 93].

2) Шейка вала. Диаметр шейки d должен быть больше диаметра хвостовика и кратным 5 мм в соответствии со стандартами для подшипников качения. Высота упорного бурта t (рис. 16) складывается из фаски отверстия полумуфты с = 1,5 мм (табл. 6), минимальной ширины кольцевой площадки контакта, равной 1 мм, и фаски на торце шейки с = 1,5 мм, то есть tmin = 2 с + 1 = 2·1,5 + 1 = 4 мм.

Минимальный диаметр шейки dmin= + 2 tmin =26 + 2·4 = 34 мм. Ближайший больший стандартный диаметр d = 35 мм (прил. А). Для свободного прохождения подшипника над хвостовиком со шпонкой необходимо выполнение условия

 d  > d3 + 2t2,                                                          (16)

где t2 – глубина паза ступицы.

Условие (16) выполнено, так как 26 + 2·3,3 = 32,6 мм < 35 мм. Приняты два варианта однорядных радиальных шарикоподшипников 207 и 307 с параметрами d ´ D ´ В ´r ´ dаmin ´ Dаmax, приведенными выше (конкретная серия устанавлена расчётом подшипников).

3) Подступичная часть вала. Диаметр d1 должен быть больше d. Минимальный диаметр бурта из условия гарантированного упора d1 = dаmin = 42 мм (табл. 7). При этом высота бурта tmin = (d1d)/2 = (42 – 35)/2 = 3,5 мм учитывает размер фаски подшипника  r = 2,5 мм и минимальную ширину кольцевой площадки контакта t1 = 1 мм, но не  учитывает фаску торца вала.

Полученный расчётом максимальный диаметр бурта из условия надёжного захвата внутреннего кольца подшипника лапками съёмника на необходимой высоте 1 мм оказывается не больше минимального. Следовательно, малая толщина колец подшипника не позволяет осуществить спрессовку подшипника съёмником даже при замене фаски притуплением. Для возможности спрессовки спроектирована дистанционная втулка с диском (рис. 15; рис. 16, поз. 10).

4)  Дистанционная втулка (рис. 15) состоит из ступицы и диска. Втулка поставлена на шейку диаметром d  = 35 мм. Диаметр головки d1 должен быть больше d из условия свободного прохода шестерни для её сборки. Бурт головки должен возвышаться над шейкой, как минимум, на величину радиуса галтели rг = 1 мм и размера фаски бурта с = 2,5 мм (табл. 6). Кольцевая площадка шириной 1 мм не предусмотрена, так как кольцо упирается не в торец вала, а в торец ступицы. Предварительно назначено d1 = d + 2(с + rг) = 35 + 2·(2,5 + 1) = 42 мм.

Для надёжного упора кольца в торец шестерни наружный диаметр ступицы кольца должен включать минимальную ширину кольцевой площадки контакта, равную 1 мм, а также фаску на внутреннем диаметре шестерни с = 2,5 мм (на наружном диаметре ступицы фаска заменена притуплением):  dст = 42 + 2(1 + 2,5) = 49 мм. Принят dст = 50 мм по ГОСТ 6636 (прил. Г).

Толщина диска кольца принята s = 6 мм [8]. Осевой размер между диском и наружным кольцом подшипника принят  D1 = 0,5δ, где δ – толщина стенки корпуса редуктора. Например, при δ = 7 мм D1 ≈ 4 мм. Между диском кольца и торцом колеса назначен зазор, равный D2 = 0,5В = 0,5·21 ≈ 10 мм для размещения тяг съёмника. Таким образом, длина ступицы кольца l= 4 + 6 + 10 = 20 мм.

     Вывод. Приняты  диаметры вала d1 = 42 мм,  d = 35 мм,  dхв= 26 мм.

5)Подшипниковые узлы. В цилиндрическом редукторе валы – фиксированные. На быстроходном валу одна из опор – фиксированная, вторая – плавающая. Фиксированная опора воспринимает осевую и бóльшую радиальную нагрузку. Чаще всего это опора, ближняя к хвостовику.