Конструирование валов. Конструктивные элементы корпуса. Конструирование деталей передач, страница 12

В шевронных колёсах с разнесённым шевроном необходимо предусмотреть канавку для выхода червячной зуборезной фрезы шириной bк = 32...42 мм при т = 2...3 мм. При нарезании по методу копирования пальцевой модульной фрезой bк = 0 (жёсткий шеврон).

Колёса с размерами da > 500 мм проектируют литыми, сварными и бандажированными (см. [6, 8]). Литая конструкция, в отличие от изображенной на рис. 25, вместо диска содержит спицы: эллиптического сечения – в малонагруженных, крестообразного и таврового – в средненагруженных, двутаврового – в тяжелонагруженных передачах.

В планетарных редукторах в колёсах с внутренними зубьями для выхода долбяка и стружки необходимо предусмотреть канавки. Сателлиты необходимо проектировать сплошными (рис. 23 без шпоночной канавки) с назначением максимально возможного отверстия под наружное кольцо подшипника.

Бандажированная конструкция (стальной или чугунный колёсный центр и бронзовый или латунный насадной венец) типична для червячного колеса. Для предотвращения осевого взаимного смещения венца и центра на колесе создаётся упор, а в стыкуемые поверхности устанавливают винты либо болты с последующим срезанием их выступающих частей. Рассчитанные элементы колёс округляют по ряду Ra 40 ГОСТ 6636 (прил. Г).

4.2. Шкивы

По конструкции шкивы отличаются от зубчатых колёс в основном формой обода. Ступица может располагаться симметрично и несимметрично относительно обода, а её длина может быть меньше его ширины. Шкивы обычно отливают из чугуна (марок СЧ15, СЧ20), лёгких сплавов, изготавливают из неметаллических материалов, реже используют сварную конструкцию (из стали).

Шкивы для клиновых ремней (рис. 26) имеют на наружном диаметре канавки по ГОСТ 20899 [11]. Шкивы с расчётными диаметрами dp = 63... 100 мм выполняют монолитными, точёными с выступающей односторонней ступицей или без неё. Шкивы с dp = 80...400 мм изготовляют с диском и ступицей. Шкивы с dp> 180 мм можно изготавливать со спицами. Размеры профиля клиновых канавок шкивов и ширину шкива принимают из [11].

Следует обратить внимание, что угол профиля канавок a принимается меньшим или равным стандартному углу сечения клинового ремня a0 = 40° во избежание заклинивания ремня при выходе его из канавки. Шкивы на валах обычно располагают консольно. Для разгрузки вала от изгибающего момента иногда шкив устанавливают на разгрузочной втулке [8].


Рис. 26. Шкив клиноремённой передачи

4.3. Звёздочки

Конструкции звёздочек цепных передач отличаются от конструкций колёс, в основном, формой профиля зуба. Размеры венца зависят от шага цепи рц, числа зубьев z, размеров цепи и других параметров. Размеры венца звёздочек роликовых цепей (пояснения к формулам см. ниже):

диаметр окружности впадин (рис. 27)

;                                                               (22)

диаметр проточки

;                                             (23)

ширина зуба однорядной цепи

 мм;                                                           (24)

ширина зуба 2- и 3- рядной цепи

 мм;                                                     (25)

ширина венца

;                                                      (26)

радиус закругления зуба

;                                                               (27)

толщина обода

;                                                      (28)

толщина диска

.                                                       (29)

В формулах (22...29):

r – радиус впадины;

 мм;                                          (30)

d – делительный диаметр, мм;

d1 – диаметр ролика цепи, мм;

Ввн – расстояние между внутренними плоскостями пластин цепи, мм;

n – число рядов цепи;

А – расстояние между осями симметрии многорядных цепей, мм;

h – ширина пластины цепи, мм.

Размеры роликовых цепей приведены в [11].

 


Рис. 27. Звёздочка роликовой цепи