Современные ереси и их борьба с православием

Страницы работы

4 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Священник Тимофей Алферов "Современные ереси и их борьба с православием" Из серии: "Не участвуйте в делах тьмы" выпуск III, СПБ - 1990 г., по заказу Тобольско-Тюменской Епархии, г.Тобольск,1990. (В сокращенном варианте)

Взгляд Св. Писания и свв. Отцов на человека, его нравственно-духовное состояние:

ЧЕЛОВЕК ПРЕКРАСНО БЫЛ СОЗДАН, НО ГЛУБОКО ПАЛ, РАСТЛИЛСЯ ГРЕХОМ И ПОРАБОТИЛСЯ ГРЕХУ.

Латинство понимает греховность, как совокупность, сумму множества отдельных дел - грехов. ютеранство, криво толкуя слова ап. Павла: "Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю" (и далее Римл.7.15-23) -отрицает наличие в человеке свободной воли к добру вообще. Православное учение исходит из того, что грех, начавшись в области человеческой воли, поразил все стороны души и тела человека, одурманил его ум, растлил чувства и вкусы, расслабил волю ко всякому доброму делу, поразил заодно и все тело. Нравственная природа человека оказалась глубоко пронизана, поражена страстями - постоянными греховными навыками, расположениями ко греху. Страсти не всегда даже проявляются наружу в делах человеческих. Порой грех ограничивается словом или даже просто именно вот эти страсти, эти постоянные раны души и составляют греховность человека; они со временем, если человек с ними не борется, охватывают душу столь крепко, что он уже не замечает и дел своих греховных, сделанных по внушению страстей. Но при этом естественная тяга к добру, естественное богопознание в человеке осталось.

<...> Стало быть, нынешнее падшее растленное состояние человека - это НЕНОРМАЛЬНОЕ его состояние, с которым человеку нельзя просто смириться. В этом-то и отличие православного взгляда от еретического.

Латинство видит человека повязанным множеством духовных цепей - грехов внешних. Лютеранство видит его мертвым, а православие - расслабленным и больным, но таким больным, которому можно и должно исцелиться. От этого падшего растленного состояния избавить человека мог только Бог, Который Сам стал Человеком нашего ради спасения. И это принимается не только православными, но и еретиками. И опять-таки принимается по-разному - в соответствии со своим взглядом на себя, т.е. на человека. Паписта Христос развязывает (в его латинском понимании). Если человек делает греховные дела, но сам признает их греховными, то Христос Своим величайшим благодеянием к людям - крестной смертью - освобождает его от этих дурных дел. Также и святые своими заслугами перед Богом и "сверх должными делами" помогают человеку в снятии с него ответственности за эти дела. У протестантов еще проще - Христом уже все раз навсегда сделано, требуется только "личная вера" – довольно формальное принятие этого дара, - и все.

Православие понимает спасение во Христе как восстановление всей его испорченной грехом природы, т.е. не просто как прощение, оставление, "списание с совести" некой суммы греховных дел, а как исправление духа, души и тела человека, воссоздание его целостности. Воскресением Христовым и вознесением Его человечество получает во Христе новое нетленное Бытие. Об этом веровании Церкви свидетельствуют нам воскресные службы Октоиха, службы Пасхи и Вознесения. И этот дар Христов всем людям, который каждый из них усваивает своею верою, своим горячим желанием, но при этом непременно действием Духа Святого, пребывающим со Христовыми учениками во век по неотложному слову Спасителя (Ин.14,16). Духом Святым преображается, восстанавливается постепенно душа человека путем очищения от страстей просветления светом Небесным. Для этого необходимо постоянное наблюдение за своей совестью, внимательная и неуклонная борьба со страстями, постоянное изучение своей веры и духовного святоотеческого опыта, а самое главное - непременное частое причащение и исповедь, т.е. участие в таинственной жизни Церкви, и внутренняя умносердечная молитва. Такое делание, в свою очередь, требует от человека прежде всего отречение от "мира и похоти его", и отречения от самого себя (высшее, но далеко не единственное выражение сего есть монашество), а также взятие Креста и последование за Христом, как Он Сам об этом заповедал (Мр. 8,34). Лишь через это самоотречение и крестоношение становится ясна человеку духовная тайна Креста Христова и искупления, понимаемая не в латинском юридическом духе как выкуп, а как средство восстановления, преображения человека, возведения его на Небеса. Без этого восстановления человека бесполезно ему простое "прощение" от Бога, это самое латинское "развязывание". Человек духовно болен, ему надо стать совсем новым, отложив человека ветхого, облечься в (человека) нового. Новый человек - это не просто более высокий уровень чисто человеческой нравственности, не просто соблюдение некоего комплекса нравственных запретов: "не делай то, не делай се". Это новое содержание всей жизни, всего образа мыслей, склада мышления, новое восприятие мира и своего места в нем, это совершенно иные чувства, интересы в мире, новое отношение к людям, к своей земной жизни. Во Христе всякий призван стать - по Апостолу - "новой тварью", стяжать в себе то Царство Божие, которое внутри нас есть, и которое предполагает совершенно новый духовный, душевный и телесный уклад.

Похожие материалы

Информация о работе