Современные ереси и их борьба с православием, страница 5

<...>

Вот пример истинного православного отношения К ЧЕЛОВЕКУ, достойному сожаления и помощи, и к его ложной вере, достойной всякого осуждения. ЧЕЛОВЕК И ВЕРА - это две разные вещи. Поэтому потакание всякой лжи вовсе не есть братолюбие, это есть признак ОТСУТСТВИЯ ЛЮБВИ К БОГУ. Безразличие к вероучению свидетельствует о том же. Догматы и каноны - это броня, как бы панцирь, призванный защищать живое движущееся тело.

<...>

Там и тогда бывает интерес к своей вере, где целью жизни ставится Царство Небесное. А где цель жизни неопределенная, где о Небе вспоминается просто по обязанности, а не по сердцу, где люди захвачены земным - там, конечно, всякое различие в богословии становится несущественным, коль скоро это богословие не отражает религиозной жизни.

<...>

Никогда люди экуменического духа (...) не говорят ни о Царстве Божием, ни о вечных мучениях; они говорят об ОБЩИХ ЗАДАЧАХ и о БОГОСЛОВСКИХ ПРОБЛЕМАХ на путях объединения вер, т.е. детально разбираются в мелочах, не желая смотреть на главное в христианской жизни и пути к его достижению. А если посмотреть на это серьезно, то видно, что путь Запада к Царству Божию не ведет. Как говорит бл. Августин, которого так почитает латинство: "Вне Церкви человек может иметь все, кроме спасения". Так и Запад, отделившись от истинной веры и единой Церкви, может и богословствовать, и строить храмы, и служить какие-то службы, (...), иметь может и какой-то духовный мистический опыт, - только направить человека к Царству Небесному он не в состоянии, - если, конечно, понимать спасение так, как понимала его Церковь с самого начала и доныне. Дух Запада, таким образом, не есть Дух Божий, поэтому он не может быть и мирным. Папизм со времени своего предательства в отношении к Церкви всегда проводил и проводит доныне злобную жесточайшую и коварную агрессию на православие.

<...> Не столь резко, но подобным же образом духовно наступает и протестантство.

<...>

И нельзя сказать, что мы достойно умеем противостоять всему этому западному нашествию. Мешает наша собственная духовная лень - с одной стороны, и духовная мечтательность, легковерность и доверчивость - с другой. Две болезни: обломовщина и маниловщина. Ленимся кропотливо изучать и усваивать свое православие, святоотеческое наследие.

<...>

Потому и поигрываем, и сдаемся на каждом шагу. Имея оружие Истины в деснице и шуйце, - только бы научились им владеть и поняли бы, что это необходимо, тогда отразили бы любого врага, вооруженного ложью. (...) закрывая глаза на истину, не придавая ей значения, - путаемся в сетях любой лжи, и не спасают нас ни латы истинных догматов, ни щиты канонов, если мечем истинной веры и любви к Богу мы не пользуемся.

<...>

Прежде всего, надо "не участвовать в делах неплодных тьмы" (Еф.5,11-12), взять крест изучения и продолжения пути свв. Отцов в богословии, в благочестии и в богослужении.

<...> Душе моя, "вземлися вечныя жизни" (1 Тим. 6.19).