Современные ереси и их борьба с православием, страница 3

<...> Такое же доверие, столь же полное и бесконтрольное, оказывают они и своим ЧУВСТВАМ, считая духовным состоянием обычное плотское разгорячение чувств, считая прямым откровением от Бога плоды своего собственного воображения и сопутствующие им прикрытые искушения бесовские. Со "Христом" и с ангелом общаются и те, и другие еретики очень легко, без всякого предварительного очищения души молитвенным, постническим подвигом, как у Св. отцов православной Церкви. Такое стремление к легкому получению прямого общения с Богом называется ПРЕЛЕСТЬЮ. В частности, о латинской и протестантской духовности очень подробно и точно пишет свт.Игнатий. Корень этого ложного духовного состояния - все там же, в неправильном понимании, в сочувствии своей греховной поврежденности, в гордости сердца и ума, в безграничном доверии своему разуму и чувству. И, наконец, синтезом всей этой еретической лжи является дух жизни всего западного христианства, его направление не к небу, а в землю, формализация, опрощение и умерщвление всех сторон духовной жизни. Этот приземленный дух жизни, сходный у латинства и протестантства, как отмечает А. Хомяков, и есть самое опасное, самое страшное в западном христианстве. Этот дух на протяжении уже нескольких веков незаметно все более и более полно вливается, втекает, вползает в православие, при этом - что всего ужаснее - не меняя впрямую православных догматов. И человек, принимающий этот дух потому, что не может противопоставить ему духа истинного Православия, которого не стяжал, - становиться, по сути дела, папистом или протестантом, не изменяя формально Православию. Ложна и вредна латинская добавка - "филиокве" – в Символ веры, безрассудно их учение о Божией Матери, противен христианскому сердцу их догмат о Папе, - но все это, страшно сказать, еще "цветочки" по сравнению с общим религиозным настроем, с общим отношением к вере. Отбросьте от паписта его "филиокву" и прочие перлы латинской мудрости, - и вы еще не получите православного христианина, а в то же время, многим православным не хватает только словесного принятия "филиоквы" и целования папской туфли, - в остальном же они готовые латиняне.

<...>  Западный дух настолько глубоко проник в наше православие и отравил его, что (часто) нам и возразить нечего - настолько от истинного православия мы отвыкли.

<...> Заходим на клирос и открываем богослужебные книги. Устав глаголет: канон :.. по кафизме седален и чтение в толковом Евангелии, по 2-й кафизме - там то и то, по 6-й песне – синаксарь и пролог и т.д. Где все эти душеспасительные чтения? Спросите лучше, где эти кафизмы и каноны, стихиры и седалены? От службы остается только ободранный скелет.

<...> (Разве не нужно) нам изучать свою веру и исповедывать ее в самой молитве, слушая Дамаскиновы стихири и каноны, погружаться за св. Иосифом в тихий молитвенный плач о грехах своих в канонах утрени и повечерия?

<...>

Латинский дух, проникнув в Церковь, подменил у нас уставную службу Акафистом, но так ловко и незаметно, что почти все мы уверены в строгой "православности" своего богослужения.

<...>

НО ВЕДЬ БОГУ ДОЛЖНЫ СЛУЖИТЬ ПРЕЖДЕ ВСЕГО СЕРДЦЕ И РАЗУМ, А НЕ ТОТ ИЛИ ИНОЙ ВИД ХЛЕБА!

<...> А на "требы" после службы оставаться вообще тягостно. Особенно, если вы когда-нибудь видели требник и знаете, каким должен быть молебен, панихида, отпевание, крещение, какие замечательные по глубине и содержанию там чтения и песнопения.

<...>

Не услышите вы ничего и на крещении, хотя более содержательных и возвышенных молитв нет в Церкви нигде, пожалуй, кроме Литургии.