Современные ереси и их борьба с православием, страница 2

Православный взгляд на Церковь как на тело Христово, как на единый Богочеловеческий организм, получает у такого человека подтверждение в личном церковном опыте. Условия же получения такого опыта - чувство собственной немощи и греховности и вытекающее отсюда НЕДОВЕРИЕ к своим собственным СИЛАМ. Отсюда вытекает жажда церковности, т.е., во-первых, частого причащения и исповеди, во-вторых - разумения церковного учения, богослужения, благочестия как вещей, ИМЕЮЩИХ БОЛЕЕ ЧЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ. Благодаря своему неверному взгляду на себя, т.е. на человека и на его спасение, протестанты не принимают Церкви вообще, не видят ее таинственной мистической сущности. Латинство же, благодаря своему юридическому бездуховному, законническому подходу понимает и устраняет Церковь совершенно ложным образом. Действие благодати Духа Святого, подаваемой в Таинствах Церкви, понимается папизмом грубым, плотоподобным образом. Действительно, там, где в догмате веры в течение почти 1000 лет упорно возводится хула на Духа Святого, - там Дух Святый пребывать не может. Остается только чисто человеческое, чисто плотское учение о Духе, которое не может быть верным. Латинство принимает благодать Духа как некую сотворенную вещь, некую "энергию" почти что в физическом смысле слова. Такой подход к благодати не просто ложен, но крайне опасен. Опасен тем, что по нему некая материя представляется заряженной благодатью, сама по себе, вне зависимости от воли человека, от его стремления к Богу. Вода в купели крещения после произнесения над нею неких мистических "формул" (латинское слово!) получает силу очищать от греха человека вне зависимости от его веры, от его подготовки, от его желания присоединиться к Церкви, и даже от наличия Церкви вообще. Сама по себе вода, "заряженная благодатью", делает все (у католиков). Поэтому-то латинство и признает действительным любое крещение - и православное, и протестантское - лишь бы была соблюдена "формула таинства".  В истинном, православном понимании благодать несотворенна, неописуема, непередаваема человеческими словами. Самое, пожалуй, удачное словесное определение благодати – это присутствие Бога в нас, Его единение с нами. Дальше этого рассуждать о "природе благодати" не следует, особенно тому, кто не стяжал ее сам "в меру полного возраста Христова" (Еф.).

<...> Еще более явно проявляется латинский дух в догмате о непогрешимости папы в вопросах вероучения. "Папа выше Писания" (или же наравне с Писанием - разницы мало) - совсем явная, самая чудовищная на вид, но еще далеко не самая опасная по сути дела латинская ложь! Православному взгляду на человека, как на существо грешное и ограниченное, свойственно не доверять собственному разуму, разуму отдельного человека, кто бы он ни был. Людям же противоположного духа, понимающим падение человека поверхностно, свойственно поддаваться человеческому авторитету - в данном случае папскому, - если авторитета Духа Святого, авторитета всей Соборной Церкви они принимать не хотят. Протестанты здесь ушли еще дальше. У них всякий грамотный верующий - почти что римский Папа, каждый легко может быть "на короткой ноге" со ... Христом.