Экспертиза учебных материалов Организации Российских Юных Разведчиков

Страницы работы

Содержание работы

Центр реабилитации жертв

нетрадиционных религий

памяти А.С.Хомякова

г.Москва, Храм Всех Скорбящих Радости, Б.Ордынка, 20, т.953-29-03

№72-э от 20 октября 1998 г.

Специалистами Центра реабилитации проанализирован ряд материалов Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР), в том числе «Зачетная книжка скаута (разведчика), сдающего второй разряд»[1].

Надо сказать, что предметы, которые изучают дети в этих организациях, очень полезны и нужны. Как то: «Уметь читать карту, ориентироваться на ней», «Уметь приготовить два блюда», «Умение обращаться с огнетушителями и знать их виды» и многие другие.

Однако, несмотря на то, что провозглашается, что характерным отличием Организации Российских Юных Разведчиков (ОРЮР) «от других организаций подобного рода (например, движения скаутов) является воспитание детей в духе православной веры»[2], возникает ряд вопросов к идеологической основе воспитания детей. Судя по множеству деталей в организации скаутского движения, здесь не все так однозначно, как это хотят представить нам руководители движения.

Первое же, что смущает, это практика присвоения детям взамен данных при рождении и крещении имен неких «лесных имен»[3]. Юноша или девушка получают имя животного вместо человеческого. Между тем в Православии существует определенный взгляд на наименование людей бессловесными животными. Такими именами Св.Писание наделяет людей за страсти и пороки. Например, за бесстыдство и наглость - псами (Ис.56,10), за половую распущенность - конями (Иер.5,8), за хищность и жадность - львами и рысями (Пс.21,14), за злобу и ядовитость - змеями (Мф.3,7): «порождения ехиднины» (до 19 века ехиднами называли всех ядовитых змей).

Воспитанию детей ничего хорошего не принесет присвоение им клички «волк» или «волчок»[4]. Во время чеченских событий (1994-1996 гг.) чеченские боевики называли себя «волками», символ этого животного красовался на униформе многих из них.

У каждого православного ребенка есть свой именной святой, что, выходит, на время скаутских лагерей отменяется, так как теперь Димитрий уже не Димитрий, а, например, «Ворон». Так как детей много, то во избежание одинаковых кличек приходится давать названия самых разных животных и птиц. И появляются - «петух», «змея» и т.п. Здесь есть нечто языческое или, по меньшей мере, для русского и православного человека весьма странное.

В «Зачетной книжке скаута (разведчика), сдающего второй разряд» в разделе «Разведчество» приведена такая тема занятия, как «история скаутизма». Ну что ж заглянем в историю - как раньше скаутам присваивалось «лесное имя».

Ю.Н.Лукин в своей книге «Масонство в русском скаутизме»[5] приводит описание такого обряда неким Андреем Седых (наст. фамилия - Цвибак), лично его наблюдавшим:

«Догорает костер... Тесными рядами сидят скауты, молча глядя на пламя. Из темноты в огненный и дымный круг вступает цепь старших скаутов, переодетых индейцами. Медленно кружат они около костра, и торжественно и печально звучит «Тотем» - древнеиндейский напев... Кончилась грустное, заунывное пение. «Индейцы» усаживаются вокруг дымящегося костра. И начальник вигвама вызывает скаута, меняющего свое человеческое имя на «Тотем».

- Петя Струве.

К костру подходит существо, с головой закутанное в темное одеяло.

- Это «Бык»? - спрашивает начальник.

И «индейцы» хором отвечают:

- Нет!

- Это «Крокодил»?

- Нет!

- Это «Петух»?

- Да!

Начальник бросает в огонь кусочек древесной коры, на которой написано «Тотем» - «Петух», и бумажку с человеческим именем Петра Струве. Бумажка и древесная кора ярко вспыхивают. И Петух - отныне в отряде его будут называть этим именем - входит в круг «индейцев», снова пускающихся в свою воинственную пляску».

Данное действо очень напоминает ритуальные обряды сатанистских сект языческого толка. Мы далеки от того, чтобы утверждать, что в ОРЮР практикуются именно такие ритуалы, однако сама практика смены имени на языческую кличку с православием все же сильно дисгармонирует.

Похожие материалы

Информация о работе