Если бы Священное Писание вдруг исчезло бы, то наши монахи написали бы новые тексты, который по букве бы не совпадали с предыдущими, но по содержанию имели бы все необходимое. Потому что все время есть Предание, и по-этому все толкования, переводы или даже переписывание Священных Писаний - это все авторство, т.е. Дух Святый вдохновляет одних составлять Писания, других вдохновляет их переводить, третьих переписывать, и всех вместе - читать. А кого не Дух Святой вдохновляет читать, те могут понять не больше, чем животные в человеческих писаниях, потому что между людьми и животными гораздо меньше разницы, чем между Богом и тварью (человеком). По-этому говорить, что у еретиков есть какое-то понимание Писания, потому что они Его уважают - просто абсурд. Это просто значит отрицать, что в Церкви есть понимание Писания, и считать, что понимание Писания - дело человеческое, когда ап.Павел говорит, что никто не может назвать Иисуса Господом, разве только Духом Святым. Для того, чтобы правильно веровать и исповедовать Господа, требуется Дух Святой. А исторический факт существования Христа признает кто угодно, даже Коран и Талмуд, каждый, правда, на свой лад.
Канон - это те книги, которые из богодухновенных выбраны, чтобы все всегда их читали. Читали на богослужении, готовили по ним оглашенных к принятию Крещения. Это должны быть книги, которые, с одной стороны, просты, с другой - коротки, и с третьей - быть обо всем. Исходя из этого устанавливается канон, а не только из того, чтобы там все было правильно, потому что правильных книг очень много, а в постоянном употреблении должны быть не все, и в этом должно быть единство внутри одной Поместной Церкви, а, по возможности, и между разными Поместными Церквами.
Часто Церковь принимает писания еретиков, с сокращениями или полностью, особенно это относится к писаниям Оригена и Евагрия. Примеры есть и в Новом Завете: богодухновенное пророчество произносится Каиафой, или валаамова ослица. Но это не значит, что надо ловить каждое слово каждой ослицы.
А, с другой стороны, у благочестивых авторов бывают догматические заблуждения, они тогда очень резко выделяются. По всякому догматическому вопросу отцы много писали, и писали одинаково. А если кто-то один отклоняется, то это сумнительно. Или мы не можем понять, что он хотел этим выразить, или... увы. Например, св.Григорий Нисский, блж.Августин, блж.Иероним, это они не потому, что сознательно противились Церкви, а по человеческой немощи, хотя, конечно, все равно - грех.
Переходим к более сложному и важному моменту.
МОМЕНТ ОСНОВАНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ ПО ЕВАНГЕЛИЮ.
О моменте основания Церкви можно у отцов прочитать разные высказывания, которые все согласны со Священным Преданием, с все отвечают на этот вопрос, хотя и по-разному. На один вопрос можно ответить, уделяя преимущественное внимание разным его сторонам. По-этому, я не собираюсь давать исчерпывающий ответ, а посмотреть непосредственно в Новом Завете, как об этом сказано. Момент создания Церкви не указан точно, есть только указание на будущее создание: “На сем камне Я созижду Церковь”. Тем не менее, мы обратимся к Новому Завету, чтобы этот момент найти. Но обращаться надо уже “вооруженным взглядом”, т.е. читая текст Нового Завета в контексте. (особенно в таргумическом) Плодотворность этого подхода в ХХ веке была, наконец, осознана, если представить, что кое-что из текстов Нового Завета было первоначально написано по-арамейски, наконец, если учесть, что все устное учение, которое зафиксировано в НЗ, происходило точно на арамейском языке, и текст содержит очень много арамеизмов, то естественна мысль обратиться к арамейской основе НЗ-го греческого текста.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.