Новый Завет как произведение церковной традиции. Момент основания христианской церкви по Евангелию, страница 5

В этом материале и раскрыта подробно тема Христа как Иосифа. О ней мы можем судить еще благодаря тому, что в сирийской традиции, которая тоже на арамейском языке, только на восточном диалекте, это все хорошо сохранилось, и сирийские толкователи близки к таргумам. Например, св.Ефрем Сирин, который пишет о костях Иосифа, (сохранилось только на сирийском и в переводах на современные языки.) что кости Иосифа прообразуют Крест Господень, вернее, даже, что кости Иосифа - это и есть Животворящий Крест Господень. Почему это так? Кости Иосифа, согласно таргумическим традициям, были обретены в Египте чудесно Моисеем перед выходом из Египта, потом они составляли святыню. Что это святыня, прообразующая Христа, объясняется в таргумах. Как крест был найден? В рассказах об его обретении говорится, что он был найден в ящике, в ковчежце, а не просто валялся в земле, и в ящике были найдены кости Иосифа. Кости издавали благоухание. Этот ковчег прообразует Ковчег Завета. Ковчег Завета - это главный образ Христа. Ковчег Завета - это главное, что есть в Церкви, можно даже сказать, что это сама Церковь, Тело Христово. Благоухание костей Иосифа имеет значение очищения, ветхозаветный чин очищения предполагал каждение, и сейчас это сохранилось. Такое же значение очищения имеет Крест Господень в христианском почитании. На праздник Воздвижения сильный отпечаток наложил факт обретения Креста св.царицей Еленой, но говорить, что праздник тогда и был установлен, было бы ошибкой, потому что совершенно четко прослеживается, что этот праздник был унаследован от ВЗ-й Церкви. Это День Очищения, Иом Киппур. Это праздник и одновременно день поста. И для ВЗ-та, и для НЗ-та это была исключительная вещь. К нему специфически раньше была Литургия Преждеосвященных Даров, в которой также главный упор делается на очищение Кровью Христовой. А с другой стороны, Крест Господень есть Сам Господь, и, особенно, Кровь Господня очищающая, а, точнее говоря, ее источник. Что такое Крест, древо Крестное? Слово “древо” имело техническое значение виноградной лозы, которое по-гречески и по-еврейски называется “древо лозное” или просто “древо”. В пророчестве о Мессии в Апокалипсисе Ездры (I век по Р.Х., в славянской Библии 3 Ездры главы с 3 по 14) говорится “когда воскаплет кровь из древа”. Эту цитату пророчества о Мессии воспринимает также ап.Петр во втором своем послании. Потом эта же цитата будет в послании ап.Варнавы в 12 главе. Смысл: когда виноградная лоза вместо того, что ей положено давать, т.е. вина, даст кровь, т.е. когда вино превратится в кровь, тогда придет Мессия. Или обратно: когда придет Мессия, тогда вино превратится в кровь. Это пророчество относится к позднему периоду ВЗ-й церкви, хотя восходит еще к книге пророка Исаии, где говорится об отвержении старого виноградника, Израиля, и о том, что будет новый виноградник. По-этому предполагается, что существовал какой-то таргум на пророка Исаию, к которому восходят все эти тексты. Это и происходит, потому что именно благодаря Христу древо, которое неожиданно оказывается древом крестным, дает кровь. В этом смысле ковчег является аналогом ковчега Завета, вернее, не аналогом, а им самим ковчегом, Древо Крестное, находящееся в ковчеге, в котором оно было обретено, является содержимого аналогом ковчега Завета, т.е. манны и, особенно, крови, которая на него выливалась на ВЗ-м богослужении на крышку ковчега, имевшую форму чаши. Крышка ковчега - это чаша, которая в книге Исход называется “очистилище”, по-еврейски “каппорет”, а по-гречески “милазмос” (?). Чаша ,как очищение, в каноне Великого Четверга называется “милазмос”, не в смысле очищения от грязи, а очищения грехов. Понятно, какая связь между костями Иосифа и Христом. Иосиф прообразовал Воскресение Христово, очищение, спасение и искупление. Это Бог сделал это для человека, а теперь надо, чтобы человек сделал то же для Бога.

Вопрос:...