Есть такая проблема - свободы и предопределения. Если человек свободен до конца выбирать свой путь, то как можно было возвещать о младенце, который даже еще не зачался, которого еще нет на свете? Мы знаем, что уже во чреве матери человеку дается душа, и уже во чреве матери он как-то таинственно самоопределяется в добре или зле, но тут этого младенца даже еще нет, он еще не существует, и вдруг Ангел Господень с такой определенностью возвещает, что будет он таким великим человеком.
Тогда, выходит, полностью в Божьей воле создавать людей такими, каких Он хочет; тогда выходит, что Господь Сам из одной глины лепит или праведников, заранее предуготованных к спасению, или грешников, уготованных на погибель? Тогда зачем же труды, зачем покаяние, зачем праведная жизнь и какие-то старания, когда человек уже предуготовлен?
Но, конечно, если бы Господь мог спасти всех людей, сотворить их такими, чтобы они прямо могли войти в рай, в вечную жазнь, то, конечно, Он бы это сделал. Но человек творится свободным, а свобода предполагает или принятие, или отвержение;
или выбирать жизнь, или выбирать смерть. Но в воле Господа поставить человека в наиболее благоприятные обстоятельства; в воле Господа послать особые духовные дары, особую благодать этому человеку, чтобы он совершил назначенное ему служение.
Человек все равно совершит то, что ему предопределил
Господь, но сам человек может при этом не спастись. И мы знаем из священной истории такие примеры, когда людям посылались пророческие дары и они им не соответствовали, а иногда даже противились.
Мы знаем из священной истории, как однажды некий пророк
Валаам, которого враги народа Божиего наняли, чтобы проклинать этот народ, и он пошел это делать, но Дух Господень через него трижды прорек противоположное - благословение этому народу.
Мы знаем из Книги пророка Ионы, как Господь послал его, дал ему пророческий Дух проповедовать призыв к покаянию города
Ниневии, а он не захотел идти, а сел на корабль и поплыл совсем в другую сторону. Мы знаем из истории царя Саула, как однажды он шел, и невдалеке были пророки пророчествующие, и вот на него тоже сошел Дух пророческий, он стал пророчествовать. И
говорит нам Писание, что с того времени пошла поговорка: "И
Саул во пророцех". Дескать, и Саул, такой человек, а тоже во пророцех! Мы знаем, что Саул был отвержен Богом и погиб, но видим, что и на нем был пророческий Дух.
Поэтому и сказал впоследствии Господь, когда говорил об
Иоанне Крестителе, что "из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его" (Мф. 211 0:11).
Так что Господь со Своей стороны сделал все возможное:
исполнил Духа Святаго младенца Иоанна Крестителя, послал ему
Духа Илии, Духа ревности о славе Божией, дал ему родителей, которые бы помнили и знали, что он рукой Божией сотворен. Но
Иоанн Креститель, как обладающий свободой, мог принять или не принять это служение. Конечно, дело Божие все равно было бы сделано, и проповедано было бы покаяние, и кого можно было бы обратить ко Господу, тот был бы обращен. Но то, что Иоанн
Креститель всей душой сосложился с этим Духом пророческим, что он действительно оказался большим из всех рожденных женами, это его личная заслуга, его свободный выбор, результат его свободного самоопределения. Иначе - мы должны предположить, что его душа как бы пресуществовала до того, как воплотилась, что он был не человеком, а Ангелом, который воплотился, заведомо зная, для чего он приходит в мир. Но у нас нет оснований так предполагать, и мы воздаем Иоанну Крестителю славу за то, что он так свободно принял и выполнил служение, предназначенное ему Богом.
Однако, есть еще одна проблема, в связи с благовествованием Архангела о том, что он придет "в духе и силе Илии". Эту проблему выдвигают тяготеющие к индийской религии. Ссылаются на места, которые относятся к Илии, пытаясь доказать, что есть переселение душ, и что в Иоанне Крестителе воплотился пророк
Илия. Они ссылаются на слова Господни, которые Он сказал после
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.