4простить его.
4Старший же сын в этой притче - это человек, который все
4сразу потерял, что зарабатывал долгими трудами. Старший сын
4осуждает своего отца: "Этот твой сын все расточил, а ты
4устроил ему пир". 0В этом рассуждениии - корень греха. Это Каин и Авель. Господь рассудил так, что жертву Авеля призрел, а жертву Каина не принял. И все - для Каина сразу же "нет правды на земле, но правды нет и выше", и он идет сражаться за правду, за справедливость. И вот он убивает Авеля, которому дано что-то даром, чего ему, Каину, не дано.
Такая нить греховного восстания против Бога, греховного осуждения Божественной любви. Ведь любовь всегда несправедлива, мы всегда возмущаемся: как может такой муж любить такую жену или такая мать - такого сына? Нам это кажется несправедливостью, а здесь действует любовь, которую нельзя судить. Тем более что Господь всех нас терпит, всех приводит к покаянию, а мы забываем Его верховную власть над всем. Мы забываем, что Он
Господин над всем: и над виноградником, куда Он нанял работников, и над всем хозяйством, в котором трудился старший сын. Он
Господин всего этого, а мы забываем об этом и восстаем против
Него, как будто мы, тварь дрожащая, можем диктовать Ему хоть что-то. Свое "дважды два" мы хотим всегда поставить в основу мироздания.
И вот старший сын - некий продолжатель бесконечной цепочки богоборцев, борцов за видимую справедливость, за переустройство мира, созданного Богом.
Другая притча - о богатом и Лазаре. Мы тоже касались ее.
там показан какой-то образ будущей жизни. Умер Лазарь и был отнесен на ложе Авраамово; умер и богач, и похоронили его. И в аду, будучи в муках, он поднял глаза и увидел Авраама и Лазаря на лоне его. Мы говорили о презрении богатого к бедному, о том, что даже здесь он не считал Лазаря человеком, будучи в муках. Поэтому нет вопроса о прощении, когда нет покаяния в человеке. Даже в муках в нем нет покаяния, а только упорство, только гордыня возношения перед этим бедняком, которого он не хочет считать за человека. И здесь мы опять видим выражение скрытого богоборчества: оно в том, как богач говорит Аврааму: "Отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Авраам сказал ему: у них есть
Моисей и пророки; пусть слушают их. Он же сказал: нет, отче
Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда
Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят".
Здесь опять проблема двух виноватых. Богач не считает себя виноватым, что он попал в ад, он считает виноватым Бога. Он не о братьях заботится - он скрыто укоряет Бога, что Он ему не послал в свое время кого-нибудь из мертвых, чтобы он покаялся.
Он до конца противоборствует Богу, в нем нет покаяния, потому что кто кается, тому дается прощение, но в грешниках, отправ-
- 9 ляемых в ад, как раз покаяния и нет, нет признания своей вины и смирения перед Богом. Потому и муки для них уготованы вечные, что они вечно упорствуют в этом огне своей злобы, своего противостояния Богу.
Авраам же говорит: все достаточно дано нам. Есть Моисей и пророки, книга есть и можно все там прочитать, достаточно там убедительности и истины, чтобы помочь каждому ищущему и желающему придти в чувство. А уж если не хочет человек искать сам, то никакими чудесами его не удивишь и не обратишь. И видя чудеса, он будет либо пользоваться ими (как те, которые искали
Господа потому, что Он хлеб дал им, а не потому, что Он чудо совершил), или же будут отмахиваться и говорить, что это все не чудеса, а просто так. Или же будут утверждать, что Он силою веельзевула совершает чудеса. Не желающий знать истины отмахнется от любого чуда, даже от восстания мертвых. Так же, как воскресший Лазарь ни в чем не убедил этих книжников, а только на большую злобу и на большую решимость их подвигнул.
10.05.94.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.