Случаи изгнания Господом бесов, страница 7

 4простить его.

 4Старший же  сын в этой притче - это человек,  который все

 4сразу потерял,  что зарабатывал долгими трудами.  Старший  сын

 4осуждает  своего  отца:  "Этот  твой  сын  все расточил,  а ты

 4устроил ему пир".  0В этом рассуждениии - корень греха. Это Каин и  Авель.  Господь рассудил так,  что жертву Авеля призрел,  а жертву Каина не принял. И все - для Каина сразу же "нет правды на земле,  но правды нет и выше", и он идет сражаться за правду,  за справедливость.  И вот он убивает Авеля, которому дано что-то даром, чего ему, Каину, не дано.

Такая нить греховного восстания против  Бога,  греховного осуждения Божественной любви.  Ведь любовь всегда несправедлива, мы всегда возмущаемся:  как может такой муж  любить  такую жену или такая мать - такого сына?  Нам это кажется несправедливостью, а здесь действует любовь, которую нельзя судить. Тем более что Господь всех нас терпит, всех приводит к покаянию, а мы забываем Его верховную власть над всем. Мы забываем, что Он

Господин над всем: и над виноградником, куда Он нанял работников, и над всем хозяйством, в котором трудился старший сын. Он

Господин всего этого,  а мы забываем об этом и восстаем против

Него,  как будто мы,  тварь дрожащая, можем диктовать Ему хоть что-то.  Свое  "дважды два" мы хотим всегда поставить в основу мироздания.

И вот старший сын - некий продолжатель бесконечной цепочки богоборцев,  борцов за видимую справедливость,  за переустройство мира, созданного Богом.

Другая притча - о богатом и Лазаре.  Мы тоже касались ее.

там показан  какой-то  образ будущей жизни.  Умер Лазарь и был отнесен на ложе Авраамово; умер и богач, и похоронили его. И в аду, будучи в муках, он поднял глаза и увидел Авраама и Лазаря на лоне его.  Мы говорили о презрении богатого  к  бедному,  о том, что  даже  здесь он не считал Лазаря человеком,  будучи в муках. Поэтому нет вопроса о прощении,  когда нет  покаяния  в человеке. Даже   в   муках   в  нем  нет  покаяния,  а  только упорство, только гордыня возношения перед этим бедняком, которого он  не хочет считать за человека.  И здесь мы опять видим выражение скрытого богоборчества:  оно в том,  как богач говорит Аврааму: "Отче, пошли его (Лазаря) в дом отца моего, ибо у меня пять братьев;  пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.  Авраам сказал ему:  у них есть

Моисей и пророки;  пусть слушают их.  Он же сказал:  нет, отче

Аврааме,  но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда

Авраам сказал ему:  если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят".

Здесь опять проблема двух виноватых. Богач не считает себя виноватым, что он попал в ад, он считает виноватым Бога. Он не о братьях заботится - он скрыто укоряет Бога, что Он ему не послал в свое время кого-нибудь из мертвых, чтобы он покаялся.

Он до конца противоборствует Богу,  в нем нет покаяния, потому что кто кается,  тому дается прощение, но в грешниках, отправ-


- 9 ляемых в ад,  как раз покаяния и нет, нет признания своей вины и смирения  перед Богом.  Потому и муки для них уготованы вечные, что они вечно упорствуют в этом огне своей злобы,  своего противостояния Богу.

Авраам же говорит: все достаточно дано нам. Есть Моисей и пророки, книга есть и можно все там прочитать,  достаточно там убедительности и истины, чтобы помочь каждому ищущему и желающему придти в чувство.  А уж если не хочет человек искать сам, то никакими чудесами его не удивишь и не обратишь.  И видя чудеса, он  будет либо пользоваться ими (как те,  которые искали

Господа потому,  что Он хлеб дал им,  а не потому, что Он чудо совершил), или  же будут отмахиваться и говорить,  что это все не чудеса, а просто так. Или же будут утверждать, что Он силою веельзевула совершает чудеса.  Не желающий знать истины отмахнется от любого чуда,  даже от восстания мертвых.  Так же, как воскресший Лазарь ни в чем не убедил этих книжников,  а только на большую  злобу  и  на  большую  решимость   их   подвигнул.

10.05.94.