Л Е К Ц И Я 22
Мы заканчиваем наш курс историей Древнеримской цивилизации. Почему эта история знаменует собой конец истории древнего мира? Ведь на Востоке продолжают жить эллинистические формы государственности, и в период, хронологически совпадающий с развитием, подъемом и падением Древнеримского государства, начинается политическое движение народов Востока, в частности скифов и славян. Но история Древнеримского государства является завершением истории периода древнего мира потому, что древний мир, смысл которого заключен в предощущении пришествия
Спасителя в мир, - это период, простирающийся до той временной точки, в которой произошло Рождение Христа.
Следующий период является уже агонией древнего мира, агонией всего того, что мы называем укладом древнего мира, т.е.
укладом античного общества.
Границы существования Древнеримской цивилизации весьма размыты. Если говорить математически, то начало древнеримской цивилизации практически совпадает с архаическим периодом истории Древней Греции. С другой стороны, то, что мы знаем о ранней истории Рима, несравненно меньше того, что мы знаем о ее средней и поздней истории. Вообще, говоря о древнеримской цивилизации, нужно сейчас уже понимать, что в течение долгого времени она рассматривалась как нечто вторичное, более того как бледная копия греческой, греко-эллинистической цивилизации. Этой концепции придерживался знаменитый философ-культуролог Шпенглер, который, как известно, был учителем математики, а для математиков некоторые вещи слишком жестко разделяются структурно. Среди тех, кто не признавал оригинальности древнеримской цивилизации, можно назвать не менее знаменитого Тойнби. Однако когда мы говорим, что римская цивилизация является кризисом древнего мира, мы должны понимать, что древний мир понятие синтетическое. Но никоим образом оно не может быть представлено как полностью гомогенное, некое единое историческое пространство. Древний мир в известной степени обобщил и впитал в себя культурные, политические завоевания предыдущих эпох, но все же за долгие столетия римского господства в Средиземноморье в науке, истории, философии, поэзии, искусстве было сделано чрезвычайно много даже при том, что римляне воспользовались политическими и культурными завоеваниями греков. Но, как считают современные ученые, оригинальность римлян была именно в том, как они усваивали наследие предыдущих веков, т.е. в способе этого усвоения. Конечно, существовали и другие исследователи, которые всячески подчеркивали именно их оригинальность.
Когда мы говорим о заимствовании, копировании, принятии греческих политических институтов, это можно делать только в рамках существования полиса. Конечно, полисная структура в Риме существовала. Там, где существовал античный полис, было возможно установление демократической формы правления, т.е. в изначальном виде в Риме существовала демократия, тоже заимствованная более или менее у греков. Заимствование это происходило не только в силу ближайшего соседства греков и римлян, но и в силу того, что по распространенной и практически повсеместно принимаемой в Древнем Риме легенде основание Рима приписывается именно выходцам, беглецам из Малой Азии.
После гибели Трои в Италию прибыл потомок Троянского царя
- 2 Дардана, герой Эней. Он прибыл не один, а с семьей и сподвижниками, победил в войне племена италиков (италийцев, древних жителей Апеннинского полуострова), женился на дочери царя Латина, которую звали Лавиния, и основал город, назвав его ее именем. Его потомки Ромул и Рэм основали Рим, который был назван по-латыни Рома (и это название сохраняется в большинстве иностранных языков - английском, французском, итальянском, испанском; в русском языке название "Рим" связано с южнорусскими особенностями, в частности сопоставляется с польским
..., по-латыни Рим называется Рома и происходит от имени Ромул, который в результате ссоры убил своего брата Рэма и основал город).
Еще со времен средневековья в науке привилось некое скептическое отношение к этой легенде - дескать, все это было придумано для того, чтобы показать связь времен, преемственность.
В то время как современные раскопки показывают достоверность ряда подробностей этой, казалось бы, вымышленной легенды.
Традиционная дата основания Рима относится к 754 году до
Р.Х. Не буду входить в подробности вопроса о том, кто жил в
Италии до прихода туда латинов, римского народа, замечу лишь, что это было несколько народов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.