История Древнеримской цивилизации, страница 4

Востоком, то там вся земля, как правило, принадлежала либо царю,  либо оформлялась как дар общинникам или служащим царя, не переставя быть его собственностью. В Греции в основном землевладение тяготело к частному сектору.  В Риме  землепользование было более  или  менее  профессиональным,  по  крайней  мере в республиканскую эпоху.  Более того, верховная собственность на землю принадлежала общине, а не частным землевладельцам. Понятия "гражданин",  "воин" и "земледелец" были  настолько  тесно связаны, что  одно было невозможно без другого.  Именно в этот период практикуется то, что называется вооруженным народом.

В результате многочисленных политических сражений и перипетий было провозглашено полное  политическое  равенство  всех граждан, закреплен авторитет власти народного собрания во всех важнейших вопросах и соблюдение принципа  геометрического  равенства - т.е. труда на всеобщую пользу, понимаемого как польза каждого гражданина.  Были весьма сильно сужены  возможности для эксплуатации граждан Рима в качестве рабов,  тем самым был открыт путь для  закабаления  иноплеменников.  Рабы  были  все распределены, приписаны к отдельным фамилиям,  семьям; за ними как бы наблюдал отец семейства. Такая семейная форма организации быта  и  вообще  жизни  была  крайне характерна для раннереспубликанской эпохи.  В семью  входил  не  только  отец  семейства, но и рабы, домашние работники.

В Риме существовало нечто вроде вооруженного народа - армии, состоящей  из  боеспособных граждан.  Но служила она,  по


- 5 крайней мере формально, лишь для подавления сопротивления извне. В Риме не было ни полиции,  ни прокуратуры. Иск гражданина был личным делом истца. Если наши инртересы обеспечивает государство, то  римляне  должны  были  сами привести гражданина в суд, и только тогда  было  возможно  осуществление  судопроизводства. В  случае  неявки суд не мог рассматривать дело и выносить приговор.

Если сначала  в  древнеримской  практике,  в частности во времена "законов двенадцати таблиц,  были предусмотрены весьма серьезные наказания,  в том числе с нанесением увечий,  за воровство, прелюбодеяние и т.д.,  то постепенно они начинают заменяться системой штрафов. Эта система была очень разработана.

Именно в это время вводится принцип возможности  вмешательства народного трибуна,  надзирающего за жизнью полиса,  в судебный процесс на любой его стадии. Трибун мог даже отменить вынесенный приговор.  Таким образом, надзор за деятельностью судебной власти осуществлялся  на  деле.  Железная  дисциплина,  полное соответствие закону  ("Закон прежде всего") действовало только в армии. В гражданском коллективе действовал принцип экономии.

Большую роль  в  жизни  римской гражданской общины играла религия, имевшая довольно сложный характер. Она является предметом пристального  внимания  ученых,  но окончательно решить, что она из себя представляла,  до сих пор не является  возможным. Описать ее можно в следующих понятиях. Во-первых, римская религия включает в себя два пласта.  Первый,  привнесенный потомками Энея  и сросшийся с верованиями этрусков и других италиков. И второй пласт или этап,  на котором отождествились верования этруско-италийско-римские с греческими.  На этом этапе бог Юпитер был отождествлен с Зевсом,  хотя первоначально  это были два разных божества. Соответственно, Венера, бывшая богиней плодородия,  была отождествлена с Афродитой  с  получением новых качеств. Бог Меркурий, бывший в основном богом торговли, был отождествлен с Дионисом и таким образом получил новое  качество посредника между людьми и богами.

Вторая отличительная черта римской  религии  -  ее  четко очерченный политический  характер:  она  требовала  соблюдения установленных обрядов,  настаивая на том,  чтобы ни одно  дело римского гражданина  или какой-то корпорации не осуществлялось без испрашивания  воли  богов.  Каждый  гражданин  обязан  был участвовать в обрядах своей семьи,  своей фамилии.  Это сильно проявилось в гонениях на христиан,  когда их принуждали совершать какие-то обряды. Они отказывались и становились мучениками.