История Древнеримской цивилизации, страница 5

Все это вырастает из самой сущности организации религиозной жизни древних римлян.  Эти обряды имели несколько уровней.

Они были не только семейными обрядами,  где поклонялись семейным богам - ларам и пенатам, - но было и обязательное поклонение богам соседской общины,  которая обнимала несколько семей, и уже дальше гражданской.

В отличие  от многих других народов,  римляне не считали, что их социальный строй освящен религией или что боги  установили нормы  морали и карают за отступление от них.  Для римлян боги фактически не налагали никаких моральных обязательств  на человека, кроме участия в жертвоприношениях и других языческих обрядах. Но за нарушение этих обязанностей боги карали (но  не за нарушение моральных норм).  И высшей санкцией для Рима было осуждение или одобрение сограждан.  Таким  образом,  категории богов как  судей,  столь характерной для греческой религии,  у римлян не было.


- 6 Для римлян  очень  характерен весьма развитый культ предков. Предки были  образцом  для  подражания,  главным  образом предки знатных родов, которые совершили подвиги во славу Рима.

В качестве любопытного исследования по римской  религии  можно порекомендовать книгу   Е.М.Штайерман   -  "Социальные  основы римской религии".

Фактически новая  эпоха  в развитии республиканского Рима начинается с Пунических войн, когда римляне выходит за пределы

Италии. Конечно, здесь были и преимущества экономические - Рим получил доступ к новым источникам всевозможных полезных  ископаемых в Северной Африки.  Кроме того,  исчезла конкуренция, в частности в торговле,  поскольку финикийцы и пунийцы были  активными торговцами. После подавления такого центра, как Карфаген, фактически римлянам был расчищен путь для торговли.

Хотя во время Пунических войн было много тяжелых моментов и Рим несколько раз стоял на грани уничтожения  и  разрушения, эти войны  показали способность Рима оправляться после тяжелых ударов. Его жизнеспособность была таким образом доказана.

В середине  2  века происходят сложные процессы в Македонии, где борьба между наследниками и диадохами была постоянным фактором политической жизни. Это позволяет римлянам начать перехватывать инициативу в международных делах. Все это в конечном счете  заканчивается  завоеванием  эллинистических царств, которые в силу разобщенности не  могли  противостоять  римской экспансии. Рим  умело  пользовался конфликтами эллинистических владык друг с другом, преследуя свои цели.

В 133  году в римской жизни была предпринята очень важная попытка дальнейшей демократизации общества. ОЛна была осуществлена двумя братьями Гракхами - Тиберием (старшим) и Гаем. Они хотели осуществить большие демократические преобразования,  но это не  вполне  удалось,  потому что своими чересчур активными реформами Тиберий вызвал гнев аристократии и был убит.  Но его брат сумел довести реформы до конца,  что укрепило римскую общину.

В чем  заключались  реформы братьев Гракхов?  Разработаны они были Тиберием и предполагали более или  менее  равномерный раздел земли,  исходя  из  процентного  соотношения  взрослого населения. Излишки земли изымались и распределялись среди бедноты. По  существу проект Тиберия Гракха не шел вразрез с традицией общего реформирования уклада римской жизни, но аристократическая позиция  была слишком сильна,  несмотря на то,  что народное собрание поддержало закон.

Братьям была оказана большая народная поддержка.  И когда

Гай Гракх был выдвинут народным трибуном, ему удалось провести реформы, начатые  его братом.Военная служба для крестьян ограничивалась 17 годами, после чего человек получал надел земли и мог не волноваться, что его могут рекрутировать. В эти реформы входила также практика фаворизирования земель, вывода колоний.

Еще один важный аспект реформ - дарование римского гражданства союзникам. Римское  гражданство  всегда  было  большим  камнем преткновения. Получая права римского гражданина, человек автоматически получал право на судебную защиту и т.д. Гракхи предложили дать  права римского гражданского союзникам,  т.е.  тем италикам, которые сражались и были военнымисоюзниками Рима  во всех его войнах, но не принадлежали к замкнутому полисному миру. Этот закон был проведен,  несмотря на то,  что Гай  Гракх, как и его брат, был убит вместе с 3 тысячами своих сторонников.