Третий симптом – строптивость: трехлетний ребенок часто демонстрирует неприятие всяческих запретов и норм. Точно такое же поведение можно увидеть и у людей в зрелом возрасте: попытка что-либо запретить часто приводит к противоположному результату. Например, каждый год любители подледного лова, несмотря на запреты и запугивания, едут ловить рыбу на ненадежном весеннем льду: их уносит на льдинах в открытое море, на их спасение тратятся потом огромные средства, порой эта история заканчивается трагедиями, а на следующий год все повторяется сначала. И это – тоже поведение Ребенка.
Четвертый симптом – своеволие: стремление все делать самому, отвергая постороннюю помощь даже тогда, когда она не помешала бы. Из уст взрослого, зрелого человека часто можно услышать: «отстань, я сам», «я могу это сделать сам» – это модель поведения Ребенка.
Трехлетнему ребенку свойственен симптом обесценивания – когда ребенок вдруг начинает браниться, используя тайком подслушанную у старших ненормативную лексику. Взрослые, зрелые люди часто ведут себя точно так же – это регрессивное поведение, иначе говоря, поведение Ребенка.
Ревность, которую проявляют трехлетние дети по отношению к братьям и сестрам, часто проявляется и в поведении взрослых людей – например, по отношению к коллегам по работе. Модель поведения Ребенка видна и здесь.
Итак, Ребенок действует, апеллируя к своим желаниям и влечениям.
Девиз человека, который обращается к окружающим с позиции Ребенка: «Ты должен это сделать, потому что я так хочу!»
Нам еще предстоит вернуться к характеристике Ребенка, поскольку значение этого Эго-состояния, как и остальных, наиболее полно раскрывается в общении с другими людьми.
6. Эгограммы
Все три состояния личности – Родитель, Взрослый, Ребенок, – имеются у каждого человека, и каждое из них необходимо для того, чтобы сделать жизнь человека более полной, а общение с другими людьми более интересным и многогранным. Оптимально – равновесие всех трех Эго-состояний, что обеспечивает гибкость и успех в различных ситуациях общения. В реальном взаимодействии чаще происходит преобладание одной из модальностей (Эго-состояний).
Если составить структуру свойственных человеку Эго-состояний в виде диаграммы, то мы получим эгограмму (структуру личности).
Например:
Рис. 1. В этой эгограмме наиболее выражен компонент Взрослого, т.е. чаще всего человек ведет себя как взрослый. Два компонента Родителя также представлены в значительной степени. Можно предположить, что в общении этот человек будет занимать позицию твердую и уверенную и будет стараться разобраться в ситуации.
Рис. 2. Человек, имеющий такую эгограмму, склонен занимать по отношению к другим людям критическую позицию, искать в людях недостатки, видеть только негативную сторону жизни, пессимистически смотреть в будущее. Он будет неудовлетворен занимаемой позицией среди других людей, будет часто показывать чувство агрессии и обиды на других людей (Бунтующий Ребенок). Основная его характеристика – комплекс неполноценности (я не о’кей).[17]
7. Виды транзакций
Итак, вступая в общение, мы занимаем одну из трех позиций: Родитель, Взрослый или Ребенок. Но и наш собеседник тоже занимает одну из этих трех позиций. Таким образом, мы обращаемся не к «человеку вообще», а к его Родителю, Взрослому или Ребенку – от имени своего Родителя, Взрослого или Ребенка.
Графически принято отображать личности собеседников при помощи трех кругов или квадратов, обозначающих Эго-состояния, а трансакции показывать при помощи стрелок, идущих от одного собеседника к другому – и обратно. Например, Взрослый беседует с Взрослым (деловой разговор) (Рис.3):
Рис. 3. Общение Взрослый-Взрослый.
Или Родитель беседует с Ребенком (нравоучение) (Рис. 4):
Рис. 4. Общение Родитель-Ребенок.
В этих двух случаях стрелки, обозначающие трансакции, параллельны друг другу: от Взрослого трансакция возвращается обратно к Взрослому (Рис. 3), или от Ребенка – обратно к Родителю (Рис. 4). Такие трансакции принято называть дополнительными.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.