Ритуальные формы поведения необходимы каждому народу, каждой общности, так как они в какой-то мере выполняют функцию сплочения людей в единое целое. Ритуалы известны с древних времен. Тогда они выполняли функцию защиты от неведомой опасности, лечения, они были обращением к Богу и природе. Они, так же, как и в настоящее время, служили способом объединения в одно целое (племя, народность, общество). Клятва, которую дают начинающие врачи – это тоже ритуал, символическое значение которого заключается в том, что человек вступает в общество целителей, принимает права и обязанности члена этого общества.
А Б
Рис. 12. Ритуал
В ритуальных формах поведения мы видим взаимодействие Родитель – Ребенок (Рис. 12). Функцию Родителя выполняет ведущий церемонии. Лица, занимающие позицию Ребенка – все остальные участники. Слева на рисунке «А» – руководитель церемонии, справа «Б» – один из рядовых участников.[23]
Процедуры – вид взаимодействия, который прямо связан с реальной действительностью и имеет определенную конечную цель. Например, летчику и штурману нужно долететь и посадить самолет, врачу и медсестре сделать операцию и сохранить жизнь больному, вернуть ему здоровье. Такие взаимодействия на профессиональном уровне и называются процедурами.[24]
В процедурах трансакции осуществляются на уровне Взрослый-Взрослый. Например, хирург протягивает руку, медсестра вкладывает в нее нужный инструмент (Рис. 13).
Рис. 13. Процедура
Нередко, пишет Эрик Берн, трудно отличить процедуру от ритуала. Он вспоминает судьбу венгерского врача Игнаца Земмельвейса (1818-1865), который первым стал мыть руки перед приемом родов. Это была новая и притом разумная процедура, позволившая сберечь жизнь многим роженицам; между тем, другие врачи в ту пору высмеяли это действие, приняв его за ритуал.[25]
Для процедур и ритуалов характерно, что этим действиям нужно обучаться. В процедурах взаимодействие сложнее, чем в ритуалах, так как в процедуре человек должен думать сам и принимать решения о том, какое действие он должен совершить в следующий момент.
Процедуры могут сопровождаться различными эмоциональными состояниями, но выбор и само действие должно диктоваться Взрослым компонентом личности. В процедурах Взрослый использует свою способность планировать действия, принимать решения и нести ответственность за конечный результат.[26]
Развлечение (времяпрепровождение) – это способ проводить время. Оно определяется как серия простых полуритуальных дополнительных трансакций, относящихся к одной теме и нацеленных на структурирование конкретного отрезка времени.[27]
Участники развлечений общаются на уровне Родитель-Родитель или Ребенок-Ребенок. Цель развлечения – приятно провести время, получить положительные эмоции, почувствовать свою значимость, уверенность в себе.
Например, общаются два сотрудника.
« – Давай поиграем в нарды, пока начальника нет.
– Давай!».
Трансакция происходит на уровне «Ребенок-Ребенок» (Рис. 14). Цель – избежать скуки и развлечься.
Рис. 14. Развлечение: трансакция Ребенок-Ребенок
Две старушки на скамейке:
« – Эта молодежь совсем обнаглела, девчонки и курят, и пьют.
– Мы в их годы уже вовсю работали и были скромнее».
В этом развлечении участвуют два Родителя (Рис. 15).
Цель – почувствовать свою значимость, право критиковать других людей. [28]
Рис. 15. Развлечение: трансакция Родитель-Родитель
Общение Родитель-Родитель предполагает, что два человека свысока и критически обсуждают кого-то третьего. Обсуждение может касаться молодежи или, наоборот, стариков; подчиненных (если говорят два начальника) или начальников (если говорят двое подчиненных), детей и собственных родителей, жен и мужей. Берн называл такую трансакцию «Родительский комитет», или попросту – сплетня.
В развлечениях могут участвовать несколько человек. Это обычно разговоры на темы: о том, что модно; о машинах или футболе; мужчины говорят о женщинах; женщины о хозяйстве и т.д. Участники развлечений находятся на одном уровне друг с другом. Если один из участников сменит позицию, то это будет уже другой способ проведения времени, называемый игрой.[29]
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.