Мы видим Взрослого, – продолжает Эрик Берн, – когда ученый излагает полученные им результаты группе своих коллег, или когда домашняя хозяйка проверяет свой банковский счет. Взрослый – это тот, кто работает. Психический процесс, необходимый плотнику, чтобы забить гвоздь, относится к ведению Взрослого. Но когда он, промахнувшись, ушибает себе палец, Взрослый уступает место другому состоянию Эго. Не всегда, однако, лучше всего находиться во взрослом состоянии Эго; на вечеринках такое состояние в большинстве случаев тягостно».[9]
Взрослый действует, апеллируя к реальным жизненным ситуациям. Для Взрослого главное – чтобы его действия были адекватными и эффективными. Девиз человека, который обращается к окружающим с позиции Взрослого:
«Ты должен это сделать, потому что этого требуют обстоятельства».
5. Ребенок
Из трех Эго-состояний позиция Ребенка – пожалуй, наиболее интересная.
Эго-состояние «Ребенок» возвращает человека к детским моделям поведения. В психоанализе Зигмунда Фрейда подобное состояние описывалось как один из защитных механизмов Эго – регрессия.
Как отмечал сам Эрик Берн, «на основании собранного клинического материала можно сформулировать следующую гипотезу: в личности взрослого сохраняются остатки, следы Я ребенка, которые при некоторых обстоятельствах оживают… Это явление наблюдалось неоднократно в связи с гипнозом, психозом, лекарственной или прямой электрической стимуляцией коры. Внимательные и длительные наблюдения позволили продвинуть гипотезу дальше и предположить, что эти следы могут спонтанно проявляться у человека во вполне нормальном состоянии».[10]
Эго-состояние «Ребенок» характеризуется различными эмоциональными переживаниями, как отрицательными, так и положительными. Состояние Ребенок – это запись внутреннего опыта, пережитого в детстве, того, что человек в ту пору видел и слышал, чувствовал и понимал, т.е. запись ситуации детства в основном в виде чувств.
Состояние «Ребенок» имеет три основных варианта: воспитанный (адаптированный) Ребенок, бунтующий Ребенок и естественный Ребенок. Эти варианты зависят от того, какой Родитель преобладает в структуре личности. Эрик Берн писал: «Каждый раз, когда говорят о Родителе, надо четко различать, идет ли речь об активном состоянии Я или Родительском влиянии. Именно Родительское влияние решает, кто будет в данный момент себя проявлять: Ребенок естественный или Ребенок прирученный. Ребенок прирученный – архаическое состояние Я, подверженное Родительскому влиянию. Ребенок естественный – архаическое состояние Я, которое свободно от этого влияния или пытается от него освободиться. Это та же разница, которая существует, например, между воспитанным и послушным ребенком и ребенком в приступе каприза и гнева. Надо четко понимать, какого из двух автор имеет в виду, когда говорит о Ребенке».[11]
В состоянии «Ребенок» человек чаще всего находится в зависимости от оценок других людей, в ожидании одобрения или неодобрения. Состояние «Ребенок» характеризуется беспомощностью, непрактичностью в житейских делах, приверженностью сильным эмоциональным переживаниям и отсутствием здравого смысла. Положительная сторона этого состояния проявляется в увлеченности, любознательности, творческом отношении к внешнему миру.[12]
Очень важно, что Эрик Берн подчеркивал родство этого состояния с регрессией. Так, для Ребенка свойственно, например, стремление к незаконному обогащению – подобно тому, как в детстве мы порой получаем удовольствие, стащив что-нибудь без спроса. Пример такого поведения – например, воровство в супермаркетах. Воруют зачастую люди, ничего общего не имеющие с преступным миром, люди состоятельные, которые могли бы легко приобрести эту украденную вещь за деньги. Добыча эта им на самом деле не слишком-то нужна (нужную вещь они бы просто купили). Но сам факт, что они украли и не попались, вызывает у них положительные эмоции.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.