Прямое сравнение образа и предмета, как правило, невозможно, потому что образ описывается в терминах поведения, а предмет или явление — в терминах физики. Тем не менее можно говорить об адекватности образа и предмета, если выводы, сделанные наблюдателем, подтверждаются опытом. Например, источник звука находится именно там, где он должен быть по мнению слушателя; длины сторон геометрической фигуры, кажущиеся равными, действительно равны. Если образ и предмет не адекватны в указанном смысле, то такое восприятие называется иллюзией.
Иллюзию нельзя объяснить обманом чувств, т.е. погрешностью преобразования стимулов в ощущения. Во-первых, как показали эксперименты, в цепочке предмет — стимул — образ последний оказывается адекватным стимулу (органы чувств работают правильно), но не адекватным предмету — источнику стимулов. Во-вторых, бывают иллюзии, вообще не связанные с органами чувств, например широко известная иллюзия памяти под названием deja vu, когда субъекту кажется,
31
что наблюдаемое им событие уже когда-то было в его жизни, хотя в действительности его не было.
В основе всех иллюзий лежат установки, устойчиво закрепившиеся на основании прошлого опыта. Иллюзии часто используются в звуко-технике. Самая желательная из них — иллюзия натурального источника звука, при которой звучащий громкоговоритель, не видя его, принимают, скажем, за рояль. На иллюзиях положения кажущегося источника звука построены стереофонические системы.
Есть еще один вид неадекватного восприятия, когда в цепочке предмет — стимул — образ последний неадекватен стимулу, но адекватен предмету. В этом случае говорят о константности восприятия. Человек правильно оценивает размеры предметов, независимо от их удаленности, хотя размер изображения на сетчатке глаза тем меньше, чем дальше предмет. Точно так же громкость оценивается верно, независимо от расстояния до источника звука, хотя действующее на ухо звуковое давление уменьшается с увеличением расстояния. Константность восприятия также объясняется установкой, и человек подсознательно вносит поправки в воспринимаемый зрительный или слуховой образ.
Никакой стимул не вызывает реакции, пока его интенсивность не достигнет определенной величины, называемой порогом. Существуют пороги яркости, слышимости, концентрации вкусовых веществ и многие другие. Значения порогов не постоянны; порог заметности стимула данной физической природы зависит от воздействия на субъект других стимулов как той же, так и иной физической природы. Совместное действие двух стимулов может быть:
индифферентным, когда один стимул не влияет на порог заметности другого;
синергичным, когда пороги заметности обоих стимулов или одного из них понижаются относительно порогового значения единственного стимула (стимул ощущается лучше);
антагонистическим, когда значения порогов возрастают (стимул ощущается хуже).
В последнем случае говорят о маскировке одного раздражителя другим. Один из раздражителей называют стимулом, а второй — мас-к(.ром. Если во время демонстрации изображения подсветить экран посторонним источником, то детали изображения в тенях пропадут, контраст уменьшится. В этом проявится маскировка сигнала изображения посторонним световым раздражителем. Точно так же слабые звуки маскируются другими звуками; заметная в паузе помеха не слышна в присутствии полезного сигнала. Действие маскеров одной физической природы на ощущение стимула другой природы можно объяснить отвлечением внимания. Если маскирующий раздражитель, например изображение, отвлекает внимание субъекта от каких-либо звуковых явлений, то они выпадают из поля восприятия и не входят в звуковой образ. По этой причине искажения в звуковой частоте кинофильмов и ТВ бывают менее заметны, чем в самостоятельных программах 3В.
32
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.