Слух и восприятие звуковых сигналов, страница 3

Прямое сравнение образа и предмета, как правило, невозможно, потому что образ описывается в терминах поведения, а предмет или явление — в терминах физики. Тем не менее можно говорить об аде­кватности образа и предмета, если выводы, сделанные наблюдателем, подтверждаются опытом. Например, источник звука находится именно там, где он должен быть по мнению слушателя; длины сторон геоме­трической фигуры, кажущиеся равными, действительно равны. Если образ и предмет не адекватны в указанном смысле, то такое воспри­ятие называется иллюзией.

Иллюзию нельзя объяснить обманом чувств, т.е. погрешностью пре­образования стимулов в ощущения. Во-первых, как показали экспери­менты, в цепочке предметстимулобраз последний оказывается адекватным стимулу (органы чувств работают правильно), но не аде­кватным предмету — источнику стимулов. Во-вторых, бывают иллю­зии, вообще не связанные с органами чувств, например широко извест­ная иллюзия памяти под названием deja vu, когда субъекту кажется,

31


что наблюдаемое им событие уже когда-то было в его жизни, хотя в действительности его не было.

В основе всех иллюзий лежат установки, устойчиво закрепившиеся на основании прошлого опыта. Иллюзии часто используются в звуко-технике. Самая желательная из них — иллюзия натурального источника звука, при которой звучащий громкоговоритель, не видя его, принима­ют, скажем, за рояль. На иллюзиях положения кажущегося источника звука построены стереофонические системы.

Есть еще один вид неадекватного восприятия, когда в цепочке пред­метстимулобраз последний неадекватен стимулу, но адекватен предмету. В этом случае говорят о константности восприятия. Че­ловек правильно оценивает размеры предметов, независимо от их уда­ленности, хотя размер изображения на сетчатке глаза тем меньше, чем дальше предмет. Точно так же громкость оценивается верно, независимо от расстояния до источника звука, хотя действующее на ухо звуковое да­вление уменьшается с увеличением расстояния. Константность воспри­ятия также объясняется установкой, и человек подсознательно вносит поправки в воспринимаемый зрительный или слуховой образ.

Никакой стимул не вызывает реакции, пока его интенсивность не достигнет определенной величины, называемой порогом. Существуют пороги яркости, слышимости, концентрации вкусовых веществ и мно­гие другие. Значения порогов не постоянны; порог заметности стимула данной физической природы зависит от воздействия на субъект дру­гих стимулов как той же, так и иной физической природы. Совместное действие двух стимулов может быть:

индифферентным, когда один стимул не влияет на порог замет­ности другого;

синергичным, когда пороги заметности обоих стимулов или одного из них понижаются относительно порогового значения единственного стимула (стимул ощущается лучше);

антагонистическим, когда значения порогов возрастают (стимул ощущается хуже).

В последнем случае говорят о маскировке одного раздражителя другим. Один из раздражителей называют стимулом, а второй — мас-к(.ром. Если во время демонстрации изображения подсветить экран по­сторонним источником, то детали изображения в тенях пропадут, кон­траст уменьшится. В этом проявится маскировка сигнала изображения посторонним световым раздражителем. Точно так же слабые звуки мас­кируются другими звуками; заметная в паузе помеха не слышна в при­сутствии полезного сигнала. Действие маскеров одной физической при­роды на ощущение стимула другой природы можно объяснить отвлече­нием внимания. Если маскирующий раздражитель, например изобра­жение, отвлекает внимание субъекта от каких-либо звуковых явлений, то они выпадают из поля восприятия и не входят в звуковой образ. По этой причине искажения в звуковой частоте кинофильмов и ТВ бывают менее заметны, чем в самостоятельных программах 3В.

32