Слух и восприятие звуковых сигналов, страница 17

1.Определите и поясните термин "восприятие".   В чем сходство и различие
понятий "ощущение" и "признак образа"? Какое восприятие считается адекватным
предмету, что такое "установка" и каковы ее проявления, в чем заключаются "ил­
люзия" и "константность восприятия"?

2.  Какие из приведенных ниже выражений относятся к объекту или стимулу,
а какие — к образу или ощущению:   нелинейные искажения, ля первой октавы,
импульсная помеха, хриплое звучание, 450 мел, фронт импульса, звонкость, чет­
кость изображения, красный цвет, свист, высокочастотное колебание, отрывистый
звук, сетевая помеха, колебания амплитуды, атака звука, фон переменного тока,
треск, колебания громкости?

52


3.  Что такое громкость и высота тона?  Как описывается тембр звука?  Опи­
шите тембр какого-нибудь голоса в бытовых выражениях и в знакомых вам про­
фессиональных терминах.

4.  Как устроена слуховая система человека?   Попробуйте, не подглядывая в
текст, нарисовать схему прохождения сигналов и анатомическое устройство уха. Как
работает канал связи между ухом и мозгом?

5.  Дайте определения уровней звукового давления, интенсивности звука, гром­
кости.   В каких единицах измеряется уровень громкости и громкость, в чем раз­
личие этих понятий?  Какова связь между громкостью и звуковым давлением или
интенсивностью звука?

6.  Объясните движение основной мембраны под действием стимулов разной
частоты.  Как проявляется нелинейность этого движения?

7.  Что такое частотная группа слуха?   Какова ее эффективная ширина, как
ширина частотной группы связана с частотой сигнала?

8.  В чем состоит явление маскировки? Объясните с помощью графиков, при­
веденных на рис. 3.9, в, почему низкочастотные маскеры действуют в более широкой
полосе частот, чем высокочастотные?

9.  Объясните способы кодирования частоты и интенсивности сигналов слуховой
системой. В чем состоят и как дополняют друг друга теории места и периодичности?

10.  Какова ширина временного окна слухового анализатора и на каких фактах
основана ее числовая оценка?   В чем заключается гипотеза, называемая концеп­
цией частотных групп слуха?

11.Какие свойства слуха относят к бинауральным? От чего зависят эти свой­
ства, каковы дополнительные возможности бинаурального слуха в сравнении с мо-
ноуральным?

12.  Что такое пространственная локализация звукового образа?  Каковы воз­
можности слуха в определении пространственного положения кажущихся источни­
ков звука?  В чем состоят достоинства стереофонических систем и с какими свой­
ствами бинаурального слуха они связаны?