тем, насколько верно передаются ими тембральные характеристики звуков: не появляются ли посторонние призвуки и хрипы, сохраняется ли звонкость, объемность и полнота звучания. От такого описания тембра удобно переходить к искажениям звуковых сигналов (частотным, фазовым, переходным, нелинейным) и к техническим показателям звуковой-аппаратуры. В музыкальной акустике тембр звучания голосов и инструментов описывают иначе: говорят о составе обертонов, атаке и затухании звука, модуляциях (вибрато и тремоло). От такого описания тембра удобно переходить к особенностям устройства музыкальных инструментов и приемам извлечения звука. Существуют и другие наборы терминов.
Основным источником формирования звуковых образов является слух. Однако нельзя отрицать влияния других органов чувств, в первую очередь зрения, на формирование этого образа. Выше уже указывалось на участие зрения в фиксации установки на престижнукгфирму при прослушивании роялей. Еще один пример действия установки -- кинематограф. Зрители уверенно отождествляют источник звука с изображениями движущихся и говорящих актеров, хотя на самом деле громкоговорители неподвижно стоят по краям экрана. Зрительные и иные стимулы могут маскировать такие признаки звукового образа, для наблюдения которых нужны внимание и оперативная память. Эти факты необходимо учитывать при проектировании звуковой аппаратуры и особенно при организации ее испытаний методом экспертных оценок качества звучания.
3.2. Строение слуховой системы
Прохождение сигналов в слуховой системе показано на рис. 3.2. Акустические колебания воздействуют на звуко'приемные элементы и преобразуются ими в нервные импульсы. Эти импульсы передаются в слуховую кору головного мозга по каналам связи, каковыми являются нервы. На своем пути они встречают промежуточные центры распределения и обработки информации, расположенные в стволе головного мозга: улитковые ядра 1, верхние оливы 2, коленчатое тело и нижнее двухолмие 3. Информация, поступающая по слуховому нерву 4 от правого уха 5 к правому улитковому ядру, распределяется в нем так, что большая ее часть передается в левую верхнюю оливу, а оттуда в левое полушарие головного мозга; меньшая часть информации через правую верхнюю оливу передается в правое полушарие. Аналогично распределяются выходные сигналы левого уха 6.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.