Наряду с маскировкой рассматривают противоположное ей явление — демаскировку стимулов. В простейшем случае она наступает при устранении маскера, например при отключении источника помехи. Гораздо сложнее рассматривать демаскировку как психический процесс, который выражается в сканировании, либо расширении поля восприятия. Сканированием поля восприятия называется перевод внимания с одних раздражителей на другие. Расширения поля восприятия достигают двумя путями: либо введением дополнительных стимулов, например переключением электропроигрывателя из режима " моно" в режим "стерео", либо целенаправленной тренировкой субъекта, например развитием у него музыкального слуха.
Звуковой образ как отражение в сознании слушателя акустического сигнала определенного источника звука — нечетко очерченное понятие, содержание которого необходимо уточнять применительно к предмету и конкретным техническим задачам. Каждый звуковой образ содержит информацию о направлении на источник звука и его удаленности (в совокупности — о местонахождении источника), о громкости звука, высоте тона, если таковая поддается определению (бывают нетональные звуки), и тембре звука.
Громкость является отображением интенсивности акустического колебания, т.е. зависит от амплитуды звукового давления или от звуковой мощности.
Высота тона определяется в два этапа. Желая получить непрерывную шкалу высоты тона, принимают, что между высотой тона и частотой синусоидального акустического сигнала существует взаимно однозначное соответствие: каждому значению частоты в герцах соответствует единственное значение высоты тона по той или иной шкале (психоакустических шкал высоты тона несколько) и каждому значению высоты тона соответствует единственное значение частоты. Для любого другого сигнала подбирают на слух синусоидальный сигнал, эквивалентный ему по высоте тона, измеряют его частоту и обращаются к сенсорной характеристике в координатах частота — высота тона. Сигналы, которым можно приписать определенное значение высоты тона, называются тональными. Простейший тональный сигнал — синусоидальное колебание. Несинусоидальные тональные сигналы не обязаны быть периодическими функциями; бывают также хаотические или импульсные тональные сигналы. В спектре тонального сигнала может не быть составляющей с частотой, эквивалентной (по высоте тона) синусоидальному сигналу.
Тембр— нечетко очерченное понятие, которое включает в себя все признаки звукового образа, кроме громкости, длительности и высоты тона. Этим объясняется то, что специалисты разных профессий — музыканты, звукорежиссеры, инженеры-звукотехники, вкладывают в это понятие разный смысл и описывают его в разных терминах. Качество звуковой аппаратуры и каналов звукового вещания определяется
33
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.