Глава 3. Слух и восприятие звуковых сигналов
3.1. Психология восприятия
Восприятием называется обусловленный внешними воздействиями на органы чувств познавательный процесс, в котором предметы и явления отражаются в виде образов или символов. От воздействия раздражителей на органы чувств субъект испытывает ощущения: слуховые, зрительные, осязательные и пр. Однако созданный восприятием образ не есть простая их совокупность. Предметы и явления всегда воспринимаются целостно, и в обычной обстановке субъект не различает, какие именно ощущения он испытал. Более того, иногда нужна подсказка, чтобы субъект испытал ощущение от того или иного раздражителя.
Образ можно описать, выделяя и рассматривая его детали, признаки. Признаки образа это конкретная форма реализации ощущений. Чистое ощущение выступает как абстрактное, отвлеченное от конкретных образов, но присущее многим из них общее свойство. Так, высота тона — абстрактное понятие, извлеченное из признаков множества звуковых образов и выражающее свойство звуков казаться пискливыми, тонкими (высокими) или басистыми.
Интенсивность ощущений измерима, т.е. субъект в условиях эксперимента способен дать своим ощущениям такие количественные оценки, по которым можно приписать каждому его ощущению некоторое число согласно правилам эксперимента. В результате получаются шкалы ощущений и (или) так называемые сенсорные характеристики, например:
зависимость громкости (параметр ощущения) от звукового давления или интенсивности звука (сризические величины);
зависимость высоты тона (параметр ощущения) от частоты акустического сигнала;
зависимость громкости звукового импульса от его длительности при постоянстве звукового давления.
Исследование соотношений между результатами чувственных экспериментов и физическими параметрами раздражителей составляет предмет психофизики; раздел психофизики, посвященный звуковым образам и акустическим сигналам, называется психоакустикой.
29
Рис. 3.1. Структурная схема модели восприятия
Рассмотрим прохождение сигналов в модели процесса восприятия. Согласно схеме рис. 3.1 субъект имеет вход и выход. Со стороны входа на субъекта действуют исходящие от окружающих предметов раздражители (стимулы), имеющие физическую природу.
Раздражителями или стимулами мы называем только те физические воздействия на субъекта, которые могут быть восприняты его органами чувств и породить ощущения. Так, слабый, ниже порога слышимости звук частотой 1000 Гц мы считаем слуховым стимулом, а ультразвуковое акустическое колебание независимо от его интенсивности таковым не считаем. Оба физических воздействия не вызывают у субъекта слуховых ощущений, но первое сможет их вызвать, если увеличить интенсивность звука, а второе — нет.
Множество входных сигналов, т.е. стимулов, называют полем восприятия (перцептивным полем). Приемниками стимулов являются специализированные рецепторы — зрительные, слуховые и другие, — совокупность которых образует рецепторные поля (сетчатка глаза, кор-тиев орган уха и т.д.).
Со стороны выхода имеются реакции на опосредованные восприятием субъекта входные стимулы. Реакции могут быть созерцательными, мыслительными, речевыми или двигательными. Совокупность реакций субъекта составляет его поведение. В формировании воспринимаемого образа и обусловленного им поведения заняты память и внимание. В памяти хранятся накопленные жизненным опытом образы и реакции, благодаря чему она участвует в распознавании образов и выработке модели поведения.
Внимание — это осознаваемое субъектом ограничение поля восприятия, фокусирование восприятия на определенной его части. Благодаря вниманию человек способен выделить голос собеседника из шума толпы или звучание отдельного инструмента в оркестре.
30
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.