Слух и восприятие звуковых сигналов

Страницы работы

21 страница (Word-файл)

Содержание работы

Глава 3. Слух и восприятие звуковых сигналов

3.1. Психология восприятия

Восприятием называется обусловленный внешними воздействия­ми на органы чувств познавательный процесс, в котором предметы и явления отражаются в виде образов или символов. От воздействия раз­дражителей на органы чувств субъект испытывает ощущения: слуховые, зрительные, осязательные и пр. Однако созданный восприятием образ не есть простая их совокупность. Предметы и явления всегда восприни­маются целостно, и в обычной обстановке субъект не различает, какие именно ощущения он испытал. Более того, иногда нужна подсказка, чтобы субъект испытал ощущение от того или иного раздражителя.

Образ можно описать, выделяя и рассматривая его детали, при­знаки. Признаки образа это конкретная форма реализации ощущений. Чистое ощущение выступает как абстрактное, отвлеченное от конкрет­ных образов, но присущее многим из них общее свойство. Так, высо­та тона — абстрактное понятие, извлеченное из признаков множества звуковых образов и выражающее свойство звуков казаться пискливыми, тонкими (высокими) или басистыми.

Интенсивность ощущений измерима, т.е. субъект в условиях эксперимента способен дать своим ощущениям такие количественные оценки, по которым можно приписать каждому его ощущению некото­рое число согласно правилам эксперимента. В результате получают­ся шкалы ощущений и (или) так называемые сенсорные характери­стики, например:

зависимость громкости (параметр ощущения) от звукового давления или интенсивности звука (сризические величины);

зависимость высоты тона (параметр ощущения) от частоты акусти­ческого сигнала;

зависимость громкости звукового импульса от его длительности при постоянстве звукового давления.

Исследование соотношений между результатами чувственных экспе­риментов и физическими параметрами раздражителей составляет пред­мет психофизики; раздел психофизики, посвященный звуковым образам и акустическим сигналам, называется психоакустикой.

29


Рис. 3.1. Структурная схема модели восприятия

Рассмотрим прохождение сигналов в модели процесса восприятия. Согласно схеме рис. 3.1 субъект имеет вход и выход. Со стороны входа на субъекта действуют исходящие от окружающих предметов раздражители (стимулы), имеющие физическую природу.

Раздражителями или стимулами мы называем только те физи­ческие воздействия на субъекта, которые могут быть восприняты его органами чувств и породить ощущения. Так, слабый, ниже порога слы­шимости звук частотой 1000 Гц мы считаем слуховым стимулом, а уль­тразвуковое акустическое колебание независимо от его интенсивности таковым не считаем. Оба физических воздействия не вызывают у субъ­екта слуховых ощущений, но первое сможет их вызвать, если увеличить интенсивность звука, а второе — нет.

Множество входных сигналов, т.е. стимулов, называют полем вос­приятия (перцептивным полем). Приемниками стимулов являются специализированные рецепторы — зрительные, слуховые и другие, — совокупность которых образует рецепторные поля (сетчатка глаза, кор-тиев орган уха и т.д.).

Со стороны выхода имеются реакции на опосредованные воспри­ятием субъекта входные стимулы. Реакции могут быть созерцатель­ными, мыслительными, речевыми или двигательными. Совокупность реакций субъекта составляет его поведение. В формировании воспри­нимаемого образа и обусловленного им поведения заняты память и внимание. В памяти хранятся накопленные жизненным опытом обра­зы и реакции, благодаря чему она участвует в распознавании образов и выработке модели поведения.

Внимание — это осознаваемое субъектом ограничение поля воспри­ятия, фокусирование восприятия на определенной его части. Благодаря вниманию человек способен выделить голос собеседника из шума тол­пы или звучание отдельного инструмента в оркестре.

30

Похожие материалы

Информация о работе