Психология познавательных процессов
1.Восприятие, Ощущение , внимание!
Ощущение- отражение отдельных свойств объекта при его непосредственномвоздействии на органы чувств.
Ощущения вкусовые, температурные, болевые, кинестетические (ощущение движения тела), интероцептивные (внутреннего состояния организма).
Анатомо-физиологический аппарат предназначенный для приема ощущений - анализатор.
Существует верхний и нижний пороги ощущения.
Латентный порог - время, которое проходит от момента воздействия раздражителя до осознания ощущения.
Дифференциальный порог - разница между двумя раздражителями, которые мы воспринимаем, как различные.
Восприятие - целостный образ объекта или явления при его непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды восприятия:
Времени, пространства, движения, объектов, человека, отношений.
Восприятие субъективно (зависит от человека), структурностью (восприятие не равно сумме ощущений), константность (воспринимаем объекты, относительно устойчиво по форме, объему), апперцепция (зависимость восприятия от прошлого опыта человека), избирательность.
Внимание - сосредоточение на одном или нескольких объектах при одновременном отвлечении от других.
Виды: непроизвольное внимание - обусловлено действием каких то неожиданных контрастных или новых раздражителей. Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на объекте. Послепроизвольное внимание - возникает за счет появления интереса к деятельности.
Качества внимания: объем (количество объектов, которые мы можем удерживать во внимании одновременно, дети 2,3, взрослые 4,6), концентрация внимания (степень сосредоточенности на объекте), распределение внимания, переключаемость внимания.
2.Память - познавательный процесс, заключающийся в запоминании, хранении и последующем воспроизведении опыта человека.
В зависимости от способа запоминания различают: непроизвольную память(информация запоминается сама собой без специального заучивания) и произвольную (эффективность зависит от целей и приемов).
Первоначально информация попадает в кратковременную память, где она хранится 5-7 минут, объем такой памяти составляет 7+-2 единицы информации, далее информация либо забывается, либо переходит в промежуточную память, где она хранится в течение дня. Во время сна информация из промежуточной памяти обобщается, оценивается и переходит в структуру долговременной памяти. Долговременная память бывает с сознательным доступом (по желанию) и закрытая (заблокирована).
*****
Формы воспроизведения информации
1. Припоминание.
2. Узнавание.
3. Реминисценция (воспроизведение того, что
казалось забытым).
3.Мышление и воображение.
Мышление - познавательный процесс, заключающийся в установлении взаимосвязи и отношений между познаваемыми объектами.
Мышление в своем развитии проходит две стадии: до понятийная (характерна для детей и связана с оперированием конкретными образами), понятийное (характерно для взрослых, связано с применением понятий и формальных логических операций).
Классификации мышления
1. По степени осознанности различают: аналитическое (логическое) мышление и интуитивное.
2. По степени новизны результатов мыслительной деятельности: репродуктивное мышление и творческое.
3. По способу осуществления различают: наглядно-действенное мышление, наглядно-образное, словесно-логическое.
Воображение - процесс создания образов. Может быть активным (целенаправленное создание образов, пр. В процессе творчества) и пассивным (сновидения, мечты).
Психология личности
1. Психологическая структура личности
2. Типологии личностей, совместимость людей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.