Темы и термины психологии, страница 4

Различают непосредственное общение и опосредованное.

В зависимости от содержания и используемых средств различают следующие виды общения:

1. Контакт масок (формальное общение, когда отсутствует интерес к познанию личностных особенностей собеседника и используются привычные маски вежливости, строгости).

2. Манипулятивное общение (собеседник рассматривается, как нужный или мешающий объект).

3. Формально-ролевое общение (ограничено знанием социальной роли человека).

4. Межличностное общение друзей (предполагается хорошее знание личности собеседника).

5. Светское общение (по сути беспредметно, люди говорят не то, что думают, а что положено говорить в подобных ситуациях).

В структуру речевого общения входят: значение, смысл слов, фраз, речевые звуковые явления, специфические разделительные паузы.

В процессе передачи информации могут возникнуть коммуникативные барьеры (непонимание) они бывают обусловлены как объективными причинами (принадлежность к разным соцгруппам), так и субъективными причинами (индивидуальные психологические особенности собеседника, характер сложившихся отношений).

При передаче информации она частично теряется

Виды речи

Внешняя

Внутренняя

Письменная (пиктографическая, идеографическая, слоговая, буквеннозвуковая).

Устная (диалог, монолог)

Устная (диалог, монолог)

Не вербальная коммуникация

1. Кинесика - экспрессивно выразительные движения (мимика, жесты, поза, походка), взгляд (направленность, частота).

2. Такесика - прикосновение в процессе общения.

3. Проксемика - близость, пространственная организация общения. Введен Э. Холлом. Выделил 4 дистанции (запад, славяне): интимная 0-45 см, 0-25 см, личная 0.45-1.20 м, социальная 1.20-4 м, общая.

Не вербальная коммуникация позволяет создать образ собеседника, усиливает эмоциональную насыщенность речи, является показателем статусно-ролевых отношений и актуального психического состояния.

В процессе межличностного восприятия используется ряд механизмов:

1. Идентификация - отождествление себя с другим, уподобление себя другому.

2. Эмпатия - сопереживание, сочувствие другому.

3. Рефлексия - осознание того, как собеседник воспринимает нас.

Типы межличностного восприятия

1. Аналитическое восприятие - каждый информативный элемент внешности человека связывается с наличием определенной психологической черты.

2. Эмоциональное восприятие - приписываются те или иные черты, на основе эмоционального отношения к нему.

3. Социально-ассоциативное восприятие - человеку приписываются определенные черты на основании отнесения его к той или иной социальной группе.

4. Перцептивно-ассоциативное восприятие - приписываются черты по аналогии со вспоминаемым образом.

Эффекты восприятий

1. Эффект первичности и новизны - первая информация, полученная о человеке оказывает существенное влияние на формирование его образа. Эффект срабатывает при общении со знакомыми людьми, в данном случае последняя информация, полученная о человеке анализируется и может посвятить на дальнейшее отношение к человеку.

2. Эффект проецирования - свои индивидуальные особенности проецируем на собеседника.

3. Стереотипизация - стереотип - некий устойчивый образ, которым пользуются, как определенным сокращением при восприятии объекта. Может перерасти в предубеждение, если мы делаем выводы на базе ограниченной информации.