Различают непосредственное общение и опосредованное.
В зависимости от содержания и используемых средств различают следующие виды общения:
1. Контакт масок (формальное общение, когда отсутствует интерес к познанию личностных особенностей собеседника и используются привычные маски вежливости, строгости).
2. Манипулятивное общение (собеседник рассматривается, как нужный или мешающий объект).
3. Формально-ролевое общение (ограничено знанием социальной роли человека).
4. Межличностное общение друзей (предполагается хорошее знание личности собеседника).
5. Светское общение (по сути беспредметно, люди говорят не то, что думают, а что положено говорить в подобных ситуациях).
В структуру речевого общения входят: значение, смысл слов, фраз, речевые звуковые явления, специфические разделительные паузы.
В процессе передачи информации могут возникнуть коммуникативные барьеры (непонимание) они бывают обусловлены как объективными причинами (принадлежность к разным соцгруппам), так и субъективными причинами (индивидуальные психологические особенности собеседника, характер сложившихся отношений).
При передаче информации она частично теряется
Виды речи
Внешняя |
Внутренняя |
||
Письменная (пиктографическая, идеографическая, слоговая, буквеннозвуковая). Устная (диалог, монолог) |
Устная (диалог, монолог) |
||
Не вербальная коммуникация
1. Кинесика - экспрессивно выразительные движения (мимика, жесты, поза, походка), взгляд (направленность, частота).
2. Такесика - прикосновение в процессе общения.
3. Проксемика - близость, пространственная организация общения. Введен Э. Холлом. Выделил 4 дистанции (запад, славяне): интимная 0-45 см, 0-25 см, личная 0.45-1.20 м, социальная 1.20-4 м, общая.
Не вербальная коммуникация позволяет создать образ собеседника, усиливает эмоциональную насыщенность речи, является показателем статусно-ролевых отношений и актуального психического состояния.
В процессе межличностного восприятия используется ряд механизмов:
1. Идентификация - отождествление себя с другим, уподобление себя другому.
2. Эмпатия - сопереживание, сочувствие другому.
3. Рефлексия - осознание того, как собеседник воспринимает нас.
Типы межличностного восприятия
1. Аналитическое восприятие - каждый информативный элемент внешности человека связывается с наличием определенной психологической черты.
2. Эмоциональное восприятие - приписываются те или иные черты, на основе эмоционального отношения к нему.
3. Социально-ассоциативное восприятие - человеку приписываются определенные черты на основании отнесения его к той или иной социальной группе.
4. Перцептивно-ассоциативное восприятие - приписываются черты по аналогии со вспоминаемым образом.
Эффекты восприятий
1. Эффект первичности и новизны - первая информация, полученная о человеке оказывает существенное влияние на формирование его образа. Эффект срабатывает при общении со знакомыми людьми, в данном случае последняя информация, полученная о человеке анализируется и может посвятить на дальнейшее отношение к человеку.
2. Эффект проецирования - свои индивидуальные особенности проецируем на собеседника.
3. Стереотипизация - стереотип - некий устойчивый образ, которым пользуются, как определенным сокращением при восприятии объекта. Может перерасти в предубеждение, если мы делаем выводы на базе ограниченной информации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.